От Семен Ответить на сообщение
К Владимир К.
Дата 16.10.2006 23:53:18 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

С.Кара-Мурза о биологизации культуры

Что есть человек? Или истоки кризиса культуры в России (часть 1)

http://www.situation.ru/app/j_art_40.htm

Проблема биологизации культуры - одна из самых «горячих» в философии в нашем веке. Очевидно, что в человеке соединены два начала - биологическое, как млекопитающего животного, представителя вида homo sapiens, и культурное, как социального разумного и нравственного существа. В биологических струк­ту­рах «записаны» инстинкты - неосознаваемые установки (инстинкт самосохра­не­ния, продолжения рода, групповой инстинкт). В культуре же «записаны» ценности - идеалы и запреты.

Ввести в культурное пространство России идеи расизма - значит нанести тяжелейший удар по идущему от Православия идеалу равенства, который стал духовным основанием многовековой практики русской общины. Послушайте интеллектуального лидера «демократов» Н.Амосова. В статье «Мое мировоз­зрение», и не в желтом МК, а в «Вопросах философии» (1992, № 6), он пишет: «Человек есть стадное животное с развитым разумом, способным к творчеству... За коллектив и равенство стоит слабое большинство людской популяции. За личность и свободу - ее сильное меньшинство. Но прогресс общества определя­ют сильные, эксплуатирующие слабых».

Это - отказ от христианского, в глубине своей, представления о личности и откат к жалкому, эпигонскому ницшеанству. Здесь - главная причина кризиса культуры. Скатиться от высокого гуманизма к идолу индивидуализма и «силь­ной личности»!

В открытом отрицании равенства Амосов стал в лагере демократов признан­ным авторитетом. Видный идеологический работник перестройки А.С.Ципко писал: «Большой вклад в формирование реального, современного образа чело­деятельност­ка внес советский хирург академик Н.М.Амосов. Он напомнил политикам и обществоведам, что люди от природы разные, отличаются и силой характера, и устремленностью к самостоятельности в личной самореализации. Чрезвычайно важна мысль о существовании пределов воспитуемости личности... Наверное, настало время серьезно поразмышлять о самой проблеме неравенства, вызванного естественными различиями людей в смекалке, воле, выносливости. Жизненный опыт каждого подтверждает предположение Н.М.Амосова о том, что в любой популяции люди сильные, с ярко выраженным желанием работать составляют от 5 до 10%»[5].

Отрицание равенства неизбежно ведет и к отрицанию самой категории соци­аль­ной справедливости. Во влиятельном среди демократической интеллигенции журнале можно было прочитать: «Среди всех препятствий, стоящих на пути человечества к рынку, главное - то, которое Фридрих Хайек красноречиво назвал атавизмом социальной справедливости»[6].

«Биологическая» аpгументация в разных формах подпитывала антисоветское течение в культуре. И демократы, и патриоты пережевывали тезис, будто в pе­зультате pеволюции, эмиграции и pепpессий пpоизошло генетическое выpожде­­ние народа. «Сильный, активный генотип личности, способный работать, как зверь, составляет одно из главных богатств народа», - пишет А.С.Ципко. Высе­лили при коллективизации «справных хозяев» (1% населения) - ухудшился генетический потенциал нации, произошло «резкое ослабление жизнеспособ­ности общества». Уехали в эмиграцию дворяне (0,3% населения) - ухудшился генетический потенциал нации и т.д. Какой примитивный социал-дарвинизм и какое наивное элитарное сознание у этих «выкрестов из марксизма»!