|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
29.10.2006 22:59:48
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Крылов о смысле советской индустриализации
http://krylov.livejournal.com/1386004.html
<<<
О переселении душ: советский вариант
Одним из источников – причём совершенно неотменимым – советской идеологии был топорный материализм и такой же атеизм. То есть буквально – «боженьки сюсявого на небесах никакого нету, всё состоит из молекул, а после смерти из тебя лопух расти будет». Этот «лопух» был невыкорчёвываемым принципиально: учение о бессмертии души или воскресения мёртвых ну никак не вписывалось в советскую идеологию. Ну никак.
С другой стороны, советская идеология была вполне себе мобилизующей, зовущей к жертвенности. Атеизм этому не противоречил, так как увеличивал величину жертвы: настоящий коммунист не надеялся на посмертное спасение, он клал жизнь буквально и только «за светлое будущее», которого он не увидит даже с небес. Это делало жертву совершенной.
Тем не менее, своеобразное учение о посмертной участи у большевиков всё-таки возникло
С гениальной наивностью его изложил Маяковский в стихах «пароходу и человеку»:
Мы идём сквозь револьверный лай,
Чтобы, умирая, воплотиться,
В пароходы, строчки и другие долгие дела.
На самом деле здесь сказано следующее. Человек после смерти превращается во что-то неживое, да, и топорный материализм тем самым соблюдён. Но. Превращаются люди не в «лопухи», а – в полезные предметы. Был человек – стал пароход. Или трактор, или ещё чего-нибудь такое хозяйственное.
Разумеется, это превращение следует понимать метафизически. В мёртвую вещь перевоплощается не тело, а душа. Она одушевляет его, заставляет лучше работать, трудиться на благо пролетариата. Ну примерно как душа раба, в теле которого охлаждали свежевыкованный меч, переселяется в этот меч и служит своему хозяину верой и правдой.
Из этого следовало многое. Например, необходимость жертвоприношений. Если убить человека, то из них можно получить трактор. Ну или десять, или сто человек.
В этом смысле какой-нибудь «Беломорканал» и в самом деле был институтом перевоспитания – правда, посмертного. Умирающие на строительстве канала перевоплощались в его, канала, тело, укрепляли собой его стены, и так далее. Перевоспитанные могилой (а большевики верили, что горбатого – то есть классово детерминированного – только могила исправит), заключённые становились полезными вещами. В этом и состоял «весь смысл» их изнурительного, каторжного труда: умереть на стройке, чтобы, умирая, воплотиться в «большой вещи».
Примерно так же были связаны раскулачка и индустриализация. «Трактора» в каком-то смысле делали из умерщвлённых ("перевоспитанных могилой") «кулаков и подкулачников».
Интересно, что потом – особенно после войны, когда людей стало не хватать – в ход пошли более тонкие технологии. Например, для (так и не построенного) Дворца Советов было подготовлено какое-то несообразно огромное количество проектов. Возможно, неким образом предполагалось, что проект, этот «слепок души», заменит живые души, необходимые для строительства такого здания. Это несколько напоминает Кастанеду: отдать «плод раздумий» (то есть результаты «пересмотра личной биографии») Орлу, чтобы проскочить мимо него самому.
Правда, такая гуманизация не сработала: Дворец так и не построили.
Может, оно и к лучшему.
<<<
http://krylov.livejournal.com/1386004.html?thread=34805524#t34805524
<<<
IMHO Вы слишком много мистики развели вокруг строчек Маяковского (и иже с ним) - это очень старое воззрение, к переселению душ отношения не имеющее:
Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава деяний достойных.
Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но знаю одно,
что вечно бессмертно:
умершего слава.
(c) Старшая Эдда, "Речи Выского"
<<<
http://krylov.livejournal.com/1386004.html?thread=34803476#t34803476
<<<
Слишком топорная у тебя демонизация совка.
Люди жили и много рожали, а на производстве вещей не то что жизнью, — ленью не жертвовали. Так что слова Маяковского следует скорее понимать как толкование людей как ещё не плоти, — нечта, которому ещё предстоит воплотиться. Ничего злого, никаких убийств ста ради одного трактора.
Мой укор был скорее вот в чём: демонизировать совок не зазорно (даже полезно), но более серьёзными и неоспоримыми доводами. А «охлаждать меч в убиваемом рабе» — это ведь совсем не про нас.
<<<