От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 13.10.2006 15:04:49 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Дивов: Политковская - городская сумасшедшая.

http://beauty-n-beast.livejournal.com/107459.html
<<<
The Beast: Городская сумасшедшая.
Я помню Аню почти без седины.

Еще я помню, что такое знаменитая "Анина истерика". Думаю, вам об этом не расскажет никто из ее коллег и сослуживцев. Просто не расскажет, как бы он к покойной ни относился. Вот и я не расскажу.

История Анны Степановны Политковской чрезвычайно поучительна. Это история не очень здорового человека, смертельно ошибшегося при выборе профессии.

Она сочетала удивительную наивность с бешеной пробивной силой. Если при ней обижали слабого, Аня доверчиво выслушивала его историю, а потом включала ту самую силу на всю катушку, чтобы слабого защитить. Помню, как летели клочья.

Такому человеку лучше не соваться в журналистику.


Разумеется, Аню нельзя было и близко подпускать к Чечне. Если память мне не врет, она вывезла оттуда практически на своем горбу целый детский дом. Дети – это был второй Анин пунктик. Вернее первый. Перед "обижают слабого". Теперь представьте реакцию этой женщины, когда она натыкается на детский дом, никому не нужный, в городе, где отовсюду палят чехи, а русские в каждую дверь кидают гранату прежде, чем войти.

Из Ани так и не вышел настоящий журналист. Она слишком доверяла своим источникам, часто писала о том, чего не понимала. А в припадке благородного безумия могла нагородить вообще черт-те-что. Ее ловили на непроверенных данных и данных, принципиально не поддающихся проверке. Да на чем ее только не ловили. Феерическая залипуха про стрельбу по чеченской бабушке "разрывными пулями со смещенным центром калибра 5,45" достойна того, чтобы учить молодых журналистов, как не надо подставляться… Хотелось бы только заметить, что даже при постановке в номер "с колес" материал вычитывается "свежей головой" и дежурным редактором. Ответственность за некоторые Анины мульки стоило бы разделить как минимум на двоих-троих.

Так или иначе, Анна Политковская оставалась в профессии, и на ее услуги был устойчивый спрос. Худо-бедно, она ведь лезла туда, куда не совались очень многие. Политковская всем ужасно мешала, что нашим, что Герою-России-В-Синих-Трениках, но имидж "городской сумасшедшей" выручал ее.

А как еще назвать человека, убежденного, что его страна должна и может воевать "по правилам" против тех, кто не признает никаких правил? Блаженным? Юродивым? Возможно. В любом случае, какую бы социальную роль ни отыгрывала Политковская, ясно одно: народу – простите уж за такое обобщение, - эта роль была не по душе. Массовое бессознательное яростно желало России победы. Победы любой ценой для юной страны, которая еще никого не успела победить.

Говоря по совести, маленькая победоносная война с Грузией – вот что нужно было Родине еще в начале 90-х, сразу после провозглашения независимости… Теперь поздно.

…В последний раз я видел Аню несколько лет назад на традиционной сходке выпускников факультета журналистики МГУ.
- То, что я делаю, совершенно никому не нужно, - сказала она.
Я в ответ только вздохнул. Тоже мне, открытие.

Тем не менее, она продолжала это делать, все глубже погружаясь в бездонную яму. Принято считать, будто "Политковская защищала чехов". Это ложный штамп, не имеющий никакого отношения к той реальности, что была у Ани в голове. Политковская считала, что защищает мирное население от ужасов войны, а русского солдата от зверя, которого эта война проявляет в нем. Аня равно ненавидела чеченских террористов - и наших живодеров, толпами гнавших призывников в мясорубку. Если ее мнение о "боевиках" и было положительным в самом начале войны, то скоро изменилось на прямо противоположное. А уж признать Кадырова за "нашего сукина сына" было однозначно выше ее сил.

Но это всё забудется. Уже забылось. Останется скрупулезный подсчет сумм международных грантов и премий, которые Политковская "подняла" на своих публикациях о Чечне. Прозвище "чеченская подстилка" тоже останется.
Иначе и быть не могло.

А вот то, что ее убили – это трагическая глупость. Городских сумасшедших иначе не убивают. Только по глупости.

Но именно так глупо и должна была закончиться поучительная история Анны Степановны Политковской.

Вы можете спросить: да какое нам дело до этой ненормальной бабы?
Можете спросить: кто вообще таких пускает в журналисты?
Можете спросить: разве журналистов не убивали всегда?
Можете спросить: "Политковская – это кто?"
Во всех случаях вы будете правы. И дела никакого; и в журналистике традиционно процветает неадекват; и насильственная смерть – обычный профессиональный риск; и вообще – никто. Я же сказал: она была городская сумасшедшая.

Но вот тем, кто орет на весь ЖЖ: "Собаке – собачья смерть!", я советую посмотреть в зеркало.

И увидеть там человека, которого никто никогда не захочет убить.

Как дела, Степановна?
Помнишь то безбашенное рекламное агентство?
Помнишь, как Пашка кричал тебе – привет, старуха! – а ты говорила, смеясь: Паша, имей совесть, я еще не старуха?
Помнишь, какой у нас с тобой был чумовой водитель?
Как все глупо, Степановна.
Тебе надо было остаться там, в той жизни!
Прости. Прощай.
<<<