От Мак Ответить на сообщение
К miron Ответить по почте
Дата 20.03.2006 15:24:30 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Точка зрения Б.Салтыкова на ход реформирования науки после 1991 г.

на том же сайта РИЭПП лежат тезисы доклада Б.Г.Салтыкова
http://riep.ru/arhiv-news.html

Тезисы доклада

Тема доклада: "Уроки реформирования российской науки (последнее 10-летие XX века - начало XXI века)"

I. Реформа науки начала 90-х годов.

1) В результате экономического кризиса в СССР уже в 1989-1991 гг. стали очевидными следующие проблемы в сфере НИОКР:
- заметное снижение притока материальных и финансовых ресурсов в науку;
- уменьшение притока молодых кадров (среднегодовые темпы прироста численности приблизительно 0%)
- появилась заметная "утечка мозгов" за рубеж (90-91 гг.);
- стало очевидным отставание (либо его предвестники - нет оборудования, экспериментальных установок, ресурсов) по целому ряду приоритетных направлений науки и технологий;
- со стороны "гражданского общества" (в т.ч. внутри науки - Союзы ученых, митинги) нарастало давление на научную элиту и власть с требованием демократизации "феодальной системы" в науке, в том числе РАН.
В результате: появилась выборность директоров, представители научного сообщества в составе общего собрания РАН, начались переговоры Президиума и Союза Ученых.
Возникла атмосфера повсеместного ожидания реформ в управлении и организации сферой НИОКР (в особенности РАН).

2) После путча и распада СССР страна скатывалась к экономическому коллапсу. В конце 91 - начале 92 года "внешние" по отношению к науке условия (не поддающиеся контролю и изменению) резко ухудшились.
- Прогнозируемый бюджет (в постоянных ценах!) на 92 г. был в разы (2-3-4?) меньше, чем в предшествующие годы.
- В связи с отпуском цен ожидался и стал реальностью быстрый рост тарифов на коммунальные услуги и цен на материальные активы.
- С началом формирования новых секторов хозяйства (банковский, финансовый, консалтинговый и др. услуг) появилось огромное число привлекательных рабочих мест (конкуренция на рынке труда).
- В связи с "открытостью" страны, в т.ч. науки, резко возросли возможности отъезда ученых за рубеж.
К началу реформ (январь 1992 г.) все эти условия являлись "заданными", не подлежащими существенной корректировке (в т.ч. размер Бюджета).
Что касается "отраслевой" науки, то положение там было еще хуже (особенно в гражданском секторе и части оборонного). В конце 91 г. исчезли все советские Министерства, а с ними и основной источник финансирования НИОКР: Единые фонды развития науки и техники (ЕФРТ).
Это лишь одно из следствий малоизвестного, но очень существенного процесса - на рубеже 91-92 гг. происходила радикальная организационная и кадровая перестройка всей системы управления страной.
Ошибка Правительства: создание единого Минпрома!
Миннауки вобрало в себя ВАК, Роспатент, Госкомизобретений: и даже курировала РКА.

3) В этих условиях Миннауки скорректировало первоначальные ("научно-обоснованные") цели реформы: демократизация управления, деидеологизация (общественные науки особенно), открытость и интенсификация связей с мировой наукой; демилитаризация; отказ от политики "сплошного фронта" исследований.
В условиях буквально разваливающейся экономики и катастрофического бюджетного дефицита в 1992 г. суперактуальной становилась основная цель: сохранить самое продуктивное ядро научного потенциала страны, не допустить полной его деградации.

4) Появилось важное новое обстоятельство: "Ресурсная катастрофа" резко изменила политическую атмосферу в научном
сообществе. Вместо острых дискуссий и даже противостояния "верхов" и "низов" наблюдалась их консолидация, объединение позиций с целью выживания.
В результате "группа поддержки" демократических реформ резко сузилась. Напротив, заметно усилился авторитет официальной научной элиты (с т.ч. Президиума РАН, хотя и там наблюдался раскол ("СССР" против "России").
Победа внутри РАН сторонников России, избрание Президентом РАН земляка Б.Ельцина, Председателем комитета по науке Парламента академика В.Шорина, советником Президента Н.Малышева резко усилили политические позиции РАН и сделали практически неразрешимой задачу ее реформирования "снаружи" (немецкий или прибалтийский варианты были чисто политические, а у Правительства 1991 г. политический, организационный и кадровый ресурсы были чрезвычайно малы).

5) Таким образом, в начале 1992 г. единственно возможным становился эволюционный вариант реформы, т.е. создание ("выращивание") рядом со старыми параллельных институтов (общественных институтов). Другими словами, введение в обиход новых правил игры и норм поведения, более адекватных принципам демократического общества и рыночной экономики без отмены старых. Главным новым институтом должен был стать институт конкурсного финансирований инициативных проектов на основе независимой, вневедомственной экспертизы самого научного сообщества. Этот институт должен был сначала дополнить административно-ведомственную схему, а позднее стать доминирующим при финансировании фундаментальных исследований из госбюджета.

6) В соответствии с основной целью п.3 (как и другими, заявленными там же) была выбрана следующая стратегия:
- "поддерживать только сильных" (группы, лаборатории, институты);
- перейти к "политике приоритетов", отказавшись от доктрины "сплошного фронта";
- не препятствовать свободному выбору страны проживания, перемещения ученых;
- активно привлекать в страну внебюджетные (нетрадиционные) источники финансирования;
Вместе с рядом инициативных групп ученых (Л.Окунь, М.Данилов) развернули мощную кампанию по привлечению в Россию "больших денег" из-за рубежа (МНТЦ, иностранные Профессиональные общества (физическое, математическое), Сорос, ИНТАС и другие фонды).
История с экспертизой OECD. Базовый и оценочный доклад, его рекомендации об уменьшении численности научных работников в России в 2-3 раза.

7) В связи с тем, что наука начинала жить в принципиально новых экономических и политических условиях с начала 92 года начали формировать для нее новое законодательное поле - законы, но чаще Указы Президента, а иногда даже "письма" Министерств.
Указ мая 1992 г. - РФФИ и РФТР. Патентный закон и его "реплики" -1993 г. Это фундаментальное событие - разрешена частная интеллектуальная собственность (фактически "приватизация" прежде гос. собственности).

8) В первые годы Миннауки наряду с реализацией разработанной концепции реформирования науки приходилось действовать в режиме "пожарной команды", изобретая новые программы и решения. Так было с программой "Уникальные установки", отчасти даже с программой "создания ГНЦ". Это был проект спасения ядра отраслевых НИИ.
Принцип приоритетов и конкурсности реализовывался:
- на макроуровне - Комплексные межведомственные программы Миннауки (около 30);
- на мезоуровне (на сети учреждений) - программы ГНЦ (30, а потом 60);
- на микроуровне (отдельных небольших проектов) - РФФИ, РФТР, РГНФ.
Другие программы в сфере науки:
- поддержка ведущих научных школ (инициатива В.Захарова, В.Фортова);
- молодых ученых.
В связи с развитием Интернета - в 1994-95 гг. разработана и принята довольно масштабная "Программа создания телекоммуникационной сети науки и ВШ".

9) Отдельное замечание о роли зарубежных фондов в 92-96 гг. Эта роль была важна по 2-м причинам:
- дополнительная ресурсная поддержка российских ученых и институтов;
- обучение и перенос на нашу почву новых (демократических) институтов, организации, финансирования и управления НИР.
Роль МНФ (фонд Сороса) - учеба, трейнинг, т.к. он начал работать раньше РФФИ (1993-1995 гг. - 125 млн.долл.).

10) Начиная с 1993 г. началась активная работа над развитием инновационного предпринимательства. Фонд содействия (И.Бортник) -1994г. Первый ИТЦ (А.Фурсенко) - 1993-1995 гг. (официальное открытие). Первая "Программа инновационного развития" (1996), в т.ч. профильный департамент в Министерстве (Н.Арзамасцев).
Ставится задача и создаются основы инновационной инфраструктуры. Активность фонда Бортника, Союз ИТЦ и т.п.

11) К середине 90-х годов в концепции реформирования происходит концептуальный поворот ("от инстинктов к теории") - от реформы науки как таковой к необходимости трансформации целостной национальной инновационной системы (НИС). От административно-командной (административно-патерналистской) к либерально-инновационной модели НИС. Принципиальные различия.
В связи с этим начинается активная пропаганда необходимости интеграции науки и Высшей школы. Появляется программа "Интеграция". (История - МВТУ, МГУ и РАН).

12) В чем была главная трудность и в чем причина незавершенности I этапа реформы.
Основные субъекты ("actors") НИС в этой сфере реализовывали различные, во многом противоположные и несовместимые стратегии:
- Миннауки (Правительство) - поддержка самых сильных, создание конкурентной среды, демократизация управления;
- научная элита и прежде всего РАН - "охранительная стратегия", т.е. оставить все как было, только дать больше денег;
- бизнес - "откачка" лучших кадровых ресурсов, а иногда и материальных активов в собственных интересах;
- субъект "научное сообщество" был расколот, "атомизирован" и почти не слышен. Активная его часть уходила из отечественной науки за рубеж и в другие отрасли. Пассивная часть солидаризировалась с элитой.

13) В результате за 1992-1996 гг. были созданы только первые институциональные основы новой НИС, отдельные элементы:
- новой законодательной базы, включая принятие в 1996 году основополагающего закона "О науке и научно-технической политике";
- "новой" науки;
- инновационной инфраструктуры.
К "новой" науке, живущей в условиях конкурентной среды, с ориентацией на реальные потребности общества, бизнеса и мировой науки относятся:
- наука частного бизнеса;
- наука МИБа;
- неоформленный организационно сектор российской диаспоры, а также тех наших коллективов, которые работают одновременно здесь и за рубежом;
- новый негосударственный сектор общественных и социальных наук.
Все они мотивированы на получение востребованного результата к конкретному сроку; работают в условиях жесткой конкуренции за ресурсы.
Что касается реформы РАН, то существовала надежда на "внутренние" инициативы, направленные на "управляемое" сокращение численности за счет наименее продуктивной части сотрудников; реальную реструктуризацию сети, а не ее имитацию; создание элементов конкурентной среды, отказ, от ориентации на затратные показатели; реальный выбор приоритетов, повышение транспарентности и т.д.
Ничего этого не случилось, система продолжала "имитировать реформы": ("сокращение" числа отделений, переход к программам, создание инновационного агентства и т.д.) По существу ее потенциал продолжал деградировать.
К концу 1996 г. академический сектор, значительная часть сектора ВПК остались по-прежнему практически нереформированными.


II. Нынешний этап реформы науки (2002-2005 гг.).

1) Застой в реформах в период 1996-2002 гг. Смена министерств, отсутствие новой концепции и политической воли.
В результате - дальнейшая деградация научного потенциала страны. (Не столько в том, что численность н.р. упала в 2 раза, а в структуре, кадровом составе и уровне результатов многих действующих коллективов. Особенно на самых приоритетных направлениях: биотехнология, ИКТ, нанотехнологии и т.п.). Есть отдельные научные достижения, но их масштаб очень мал, а связь и влияние на реальную экономику - ничтожно мало.
В результате к концу 90-х в стране сложилась НИС переходного типа, представляющая из себя смесь старой (АК) НИС и элементов новой (рыночной) НИС. Такое положение препятствует переходу к экономике инновационного типа, ибо субъекты старой НИС являются активными противниками реформирования.

2) Начало нового этапа активных реформ можно условно датировать 2002 г., когда появилось первое за 5-6 лет комплексное решение Совбеза о Концепции развития науки и инновационной сферы на среднесрочный период.
В качестве базовых принципов нового этапа были в основном повторены те же, что и в начале 90-х гг.
- переход к политике приоритетов;
- развитие инновационного сектора науки, усиление ее ориентации на реальные потребности рынка;
- оптимизация сети НИО, а конкретно - резкое сокращение их числа;
- интеграция науки и высшей школы;
- совершенствование законодательной базы.
В то же время в связи с новыми возможностями появились и новые акценты политики.
Впервые, благодаря экономическому росту ежегодно заметно растет бюджет науки и его доля в общем бюджете страны. Отсюда и рост зарплаты. (Сегодня средняя зарплата в науке выше средней по народному хозяйству и промышленности).
Новое:
- совместные проекты НИОКР государства и бизнеса (мегапроекты);
- активные попытки на законодательном уровне решить проблему передачи прав на ИС разработчикам;
- укрупнение государственных научно-технических программ (объединены в одну программу Миннауки все предшествующие);
- переход к конкурсному распределению всех средств МОНа (госзаказ);
- финансирование комплексных программ МОНа на нескольких действительно приоритетных направлениях науки;
- активные попытки координировать действия других министерств и ведомств;
- синхронное реформирование сектора профессионального образования, в т.ч. попытки выделить группу исследовательских университетов;
- настойчивые усилия заставить реформироваться РАН и другие академии (пока не очень успешно);
- продолжение строительства инфраструктуры МИБ.

3) Главный "усвоенный" урок из опыта реформ начала 90-х - понимание того, что требуется реформирование целостного института - национальной инновационной системы (НИС), а не отдельных ее субъектов и механизмов.
Поэтому появление "Стратегии 2010" - как комплексного документа можно только приветствовать, это важный результат работы МОН. Документ все же достаточно "осторожный", компромиссный, а ряд его важных позиций явно выглядит как победа руководства РАН.

4) Нельзя, в частности, согласиться с главным тезисом "Стратегии" -"опережающем развитии фундаментальной науки" на всем указанном горизонте (2005-2010 гг.). При этом ФИ всюду ассоциируется со "средой генерации знаний", что неверно. Знания генерируются на всех стадиях инновационного цикла.
Этот тезис подкрепляется якобы "мировым опытом". Последний говорит как раз об обратном - "тигры" ЮВА, Финляндия, Ирландия, Израиль и др. - сначала создавали эффективную НИС, а только потом (некоторые из них) создавали ФИ.
В условиях, когда у нас существуют огромные разрывы в инновационной цепи, слаба инновационная инфраструктура, не создаются системные технологии для рынка и т.д., направлять основные ресурсы в ФИ - на наш взгляд либо ошибка, либо уступка РАН. Более того, затраты на ФИ - понятие почти виртуальное, а реальный бюджет распределяется по ведомствам.

5) Одно исключение - действительно необходимо увеличение доли РФФИ и РГНФ. Но именно этого и нет в "Стратегии". Это победа РАН. (О чем спор?)

6) Внутри "приоритета ФИ" предлагается также спорный ресурсный маневр - увеличение средней зарплаты до 1000 у.е. при замораживании других статей. Во-первых, забыта стимулирующая роль заработной платы, и эта "простая" схема может привести к закреплению неэффективной кадровой структуры. Во-вторых, без современной приборной базы нет науки. Нужно создавать современные рабочие места в науке, т.е. заметно и синхронно наращивать расходы на оборудование.