>Ессно Маркс не мог это предусмотреть, считая "предупрежден - вооружен".
>Вообще в интерепретации опыта надо быть очень осторожным.
Это точно.
>>Что же, свободный труженик вполне годится для образования нового класса в условиях социализма. Дело за малым - не проглядеть его антагонистическую пару.
>
>Свободная труженица?
Свободный потребитель
>Дело в том, что по Марксу классовое разделение существует только в стихийно сложившемся обществе.
>"И наконец, разделение труда нам также и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, — собственная деятельность человека становится для него чужой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней."
>Маркс К., Энгельс Ф. "Немецкая иделогия", глава 1, противоположность материалистического и идеалистического воззрений,
Хм, что же, вот тогда цитата о стихийном возникновении новых классов:
«Но к середине XIX века стал появляться новый важнейший фактор, и исследования того, что с ним происходило, имеет принципиальное значение для нашей сегодняшней темы. Итак, к середине XIX века стало пониматься, что от того, как ведет себя потребитель товаров, очень существенно зависят все те процессы, которые происходят в экономике. Знаменитая фраза «реклама – двигатель торговли» была произнесена несколько позже – в начале XX века, но пониматься – уже понималась тогда.
Вообще я могу точно датировать начало эры потребления: в сороковых годах XIX века (я не запомнил точную дату, но она известна) газета «Times» начала печатать платные объявления. Это была первая газета, которая печатала платные объявления, и любой, кто читал газету, читал и эти платные объявления, и это поветрие сразу распространилось по всему миру, большинство газет тоже начали печатать рекламные объявления.
Вот, можно сказать, что эра рекламы началась в середине XIX века, - и это и есть маркирующий фактор. Потому что без особого осмысления производители товаров стали понимать, что от того, насколько потребители понимают необходимость для них этих товаров, существенно зависит их процветание. Это и есть наша точка отсчета». [Цит. по: http://www.rus-crisis.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1089]
И дальше:
«Скажу сразу, его наступление было отсрочено Великой депрессией в США и похожими явлениями в европейской экономике, затем мировой войной, и, можно сказать, только в середине XX века наступило господство искусственных потребностей. Если проанализировать ассортимент товаров, предъявляемых потребителю, обнаруживается, что на сегодняшний день только около 30% товаров соответствуют базовым потребностям человека». [Там же].
Так что всё развивалось постепенно и социализм вписался в эту сладкую картинку вполне даже вовремя и впору.
>>Для меня - точно. Я раньше думал, что это товарищ Сталин придумал. А Маркс всё больше о пролетариате пёкся.
>
>Во-первых, почитайте работу В.И.Ленина "Государство и революция".
Спасибо, прочту при случае.
>Во-вторых, если уж про Маркса.
>"...Превращение личных сил (отношений),благодаря РАЗДЕЛЕНИЮ ТРУДА,в силы вещные не может быть уничтожено тем,что люди выкинут из головы общие представления о нем,а только тем,что индивиды снова подчинят себе эти вещные силы и УНИЧТОЖАТ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА..."
>"...Пролетарии,чтобы отстоять себя как личности,должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условием свободного существования всего предшествующего общества,т.е. УНИЧТОЖИТЬ ТРУД..."
>Это из немецкой иделогии.
Я этих цитат не очень-то понял. Что значит «уничтожить труд»? И что значит «уничтожат разделение труда»? И главное: где тут о «трудящихся» говорится? Я же и говорил, что Маркс оперировал совсем другими словами - его заботил «пролетариат». А это не то же самое, что «трудящиеся».
>Я вам очень советаю внимательно прочитать "Немецкую иделогию", прежде чем делать какие-либо суждения об учении Маркса. Хотя бы первую главу.