От О.И.Шро Ответить на сообщение
К Фриц
Дата 28.11.2005 14:15:18 Найти в дереве
Рубрики Программа; Семинар; Версия для печати

Re: Ты, Кать,...

Доброе время суток!

>Если нанимаешься за зарплату. А если непосредственно с учеников берёшь, сама предприниматель, то мелкий буржуа.
>И всё не совсем так, как в 19-м веке, поскольку у нас не ортокапитализм, а паракапитализм. Значит, рассматривать только капиталистов и рабочих - принципиально неверно.

Вообще классифицировать преподавательский состав как «пролетарий-буржуа», не получится в принципе, т.к. данная категория в любом случае обладает как признаками того, так и другого класса.
Что бы было понятно необходимо очертить хотя бы схематически область работы преподавателя (будем говорить для определенности о высшей школе, для средней школы это тоже будет в некоторой степени справедливо, если учесть тот факт, что необходимо всегда совершенствовать самого себя):
1. Область работы это знания, причем как знакомство с тем знанием которое уже есть (в идеале с историей развития взглядов на это знание), так и производство нового знания, а так же разработка методик получения нового знания (другими словами это инженерия и технология знаний).

2. Из первого пункта можно вывести следующее с одной стороны преподаватель должен обязательно уметь преподнести все знание в той узкой области в которой он является специалистом, а с другой стороны он должен все время совершенствоваться путем поиска нового знания и преподнесения его ученикам:

a. Вот ту и возникают первые признаки двойственности или классовой неопределенности:
i. Во первых с одной стороны все преподаватели являются наемными работниками получающими за свою работу определенную зарплату.

ii. В силу того, что в России зарплата работников Высшей школы хотя и колеблется в зависимости от региона, в котором ВУЗ расположен, от ведомственной принадлежности ВУЗа от существования спонсоров заинтересованных в данном ВУЗе, она по большей части остается мизерной. Поэтому тут, не то что возникает соблазн, а это просто становится жизненно необходимым, компенсировать свои затраты за счет ученика (кстати, кто придумал эту систему, был гениальным человекам, т.к. в результате она сама себя уничтожит за счет коррупции). Кто-то поступает более менее честно репетируя с посторонним народом, а кто в наглую требует мзду со своих же студентов.

iii. В силу существования в любом ВУЗе такого документа как коллективный договор, каждый из преподавателей, кстати является по сути дела акционером закрытого акционерного общества. Это происходит в большей степени потому что региональные ВУЗ получают 30% от положенных им из бюджета денег, остальное ВУЗ должен заработать сам, т.к. в регионах этот процесс (зарабатывание денег) поставлен на широкую ногу и превышает в 1.5-2 раза бюджетные то руководство ВУЗа может предложить своим сотрудникам получение различных дополнительных средств или иногда даже жилья и других благ.

b. Во-вторых, необходимо учитывать, что в современной науке времена кустарей одиночек прошли, на сегодняшний день основным является формирование различных научных сообществ (коллективов, лабораторий институтов, академий ит.д. и т.п.), тут ученый может выступать в двойной роли: пока идет этап его признания и становления он по большей части является «негром» работающим на «другого дядю», вот когда он становится маститым и признанным он уже сам может выступать в роли такого «дяди» эксплуатируя труд других «негров». Ничего на самом деле в этом страшного нет, это просто особенность любой научной школы, где основные лавры достаются организатору, а основную работу выполняет «серое» (в смысле пока никому не известное) большинство.
Современная западная манера продвигать научные идеи мало чем отличается от типичного бизнеса (примерная формула): выигрывается конкурс идей (тут не маловажен авторитет того кто эту идею представляет) -- средства на развитие научной и материально-технической базы для осуществление идеи – реализация идеи – торговля основными (если это возможно) или дополнительными технологиями которые породила реализация идеи.

3. Методологическая обработка и совершенствование данных, т.е приведение их к некоторому «внешнему лоску», включение их в общую методику и совершенствование самой методики.
Это само по себе может является бизнесом, т.к. можно учить не только новому знанию, но и как преподнести старое и известное знание.

С уважением, Олег.