>>“Возьмите определённую ступень развития производственных сил людей, и вы получите определённую форму обмена и потребления. Возьмите определённую ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определённый общественный строй, определённую организацию семьи, сословий или классов, - словом, определённое гражданское общество. Возьмите определённое гражданское общество, и вы получите определённый политический строй”
>
>>Что следует из этой цитаты? Мысль первая: сознание и воля людей определяется экономическими отношениями. Мысль вторая: экономические отношения определяются уровнем развития производительных сил. Следствие: проиводительные силы в том виде, в котором они развились к настоящему времени, определяют сознание и волю людей, а другие факторы на сознание и волю не влияют (своё понимание слов "опроделять и влиять мы раскрыли в рецензии). Вот производительные силы - это и есть, в переносном смысле, станки.
>
>То, что вы разбираетесь в марксизме также, как мартышка в очках, со всей очевидностью следует из вашего объяснения смысла цитаты.
>Мало того, вы вообще тут продемонстрировали неумение понимать написанное буквально -
>например, производительные силы - это не только станки, а и люди с их умениями и навыками - я даже специально выделил соответствующее место в цитате, которое вы не увидели, как та мартышка, нацепившая очки на глаза.
>Вас расстроил результат (мартышку он тоже расстроил - очки есть, но ничего не видно), и вы, по ее примеру, нацепили очки на задницу - но и это не помогло - с вашим "станки рождают идеи".
Ваша интерпретация марксовой точки зрения на закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил противоречит ясно выраженной точке зрения Маркса, согласно которой под уровнем развития производительных сил он имел в виду именно уровень развития станков. Вам напомнить цитату про то, что ручная мельница создаёт общество с сюзереном во главе, а паровая мельница – общество с капиталистом во главе? Ну да ладно, не буду напоминать.
Но беда в том, что Ваша интерпретация закона соответствия производственных отношений производительным силам не только противоречит точке зрения Маркса, но и отнимает у последней остатки претензии на содержательность. Если Вы включаете в производительные силы всё, что угодно, включая людей и их обычаи и то, каким производственным отношениям они привыкли подчиняться, то тогда, действительно, производственные отношения определяются более широким множеством объектов, в который они сами входят. Ну и что с того?