От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Silver1
Дата 09.10.2005 03:26:21 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Тексты; Версия для печати

Re: Ерунда!

>Истинная (жизнеотрицающая) суть манихейства не раскрыта. Его определяющее влияние на российские этносы не доказано. Точнее историей доказано обратное. Если бы манихейство имело определяющее влияние, то от русского и прочих российских этносов к настоящему времени и воспоминания не осталось.

Как мы знаем, манихейство потерпело поражение в виде ереси катаров(13 век) и позже в виде ереси вальденсов(окончательный разгром в 1545 году силами короля Франции). Разумеется, победившая сторона вылила на проигравшую, причем очень сильную, сторону, ушаты грязи. В частности, это вылилось в то. что манихейство представляется в качестве антисистемы, разрушающей социум.
Но факт остается фактом. До разгрома Римом катаров Прованс и Окситания был единственным процветающим экономическим организмом Средиземноморья с весьма гармоничными отношениями между сословиями. Прованс и Окситания явили миру культуру трубадуров - практически первую серьезную литературно-художественную культуру Западной Европы.
*********************************************
В отношении Сибири, Средней Азии, Алтая и их связи с манихейством вот цитата:
*** Претерпевавшее нападки мусульманства, буддизма и христи­анства несторианского толка, не получившее сво­боды действий в Китае, оно, наконец, ощутило в 762 г. мощную поддержку уйгурского Бегю-кагана. Но в 779 г. вновь начались гонения – последовал антиманихейский переворот в Ордубалыке. Новая эпоха, открывшаяся со времен уйгурских вторжений на Средний Енисей в 758 и 790 гг. и особо явно проявив­шаяся с созданием мощного единого государства саяно-алтайских народов в 840 г., предоставила манихейству полную свободу дейст­вий. Это, очевидно, послужило основной причиной перемещения центра манихейской церкви далеко на север, в между­речье Енисея и Абакана. Новая вера, став государственной религией Древнеха­касского феодального каганата, получила мощную официальную под­держку, а также возможность распространять пропаганду и свет своего учения на всю ос­тальную Сибирь. Это привело к полному культурному перевороту в жизни юж­носибирского населения. Разго­релся очаг невиданной дотоле в Сибири культуры и образо­ванности, распространявший далеко на север разнооб­разные знания и широкую грамотность на тюркском литературном языке.

По данным В.В.Бартольда, архипастыри манихеев (епископы, пресви­теры и др.) могли занять высокий церковный чин, только получив высшее об­разование. Углубленные занятия астрологией, астрономией, математикой, бого­словием и другими прикладными и точными науками влекли за собой зрелые философские размышле­ния. Манихеи имели собственный календарь, вели ис­числение времени по эре Мани, начиная с года его рождения (216 г. н.э.). И все это было принесено ими в Сибирь. Как мы уже видели, среди манихеев имелись жрецы-архитекто­ры и строители16. Китайский источник в качестве обязательного элемента “различает в манихейском монасты­ре пять зал: 1) зал для священных книг и картин; 2) зал для поста и объяснения; 3) зал для покло­нения и покаяния; 4) зал для препода­вания; 5) зал для больных монахов”17. Таким образом, манихеи впервые создали в Южной Сибири разветвленную сеть религи­озных библиотек при храмах, монастырях, миссионерских пунктах и отшельнических пустошах. В них собирались и хранились не только новые произведения манихейской литературы, написан­ные по-тюркски, но восстанавливались и переписывались произведе­ния прошлого (несомненно, канонизированные труды самого Мани и его старших учеников), созданные на других языках (прежде всего, на среднеперсидских) и при помощи манихей­ской письменности. Переписка священных и иных религиозных книг почиталась за благой подвиг, проповедники и миссионеры обязаны были прибегать к авторитету литературы.

От других великих религий манихейство отличала чрезвычайно важная особенность – в любой стране его адепты для распространения своего вероучения пользовались языком местного населения18. Для нашей темы особенно важно пом­нить, что из всех мировых религий, получивших распространение в Азии, по имеющимся данным лишь манихейство применяло (нарав­не с мани­хейским, сирийским, согдийским и производным от него уйгур­ским письмом) и руническую письменность тюрков19. Это привело к настоящему взлету образованности, к по­явлению в то время, если можно так сказать, местной тюркской интеллигенции, тюрков-миссионеров и священников. То было время приобще­ния восточных тюрков Срединной Азии и Сиби­ри к миру духовных и культурных ценно­стей, выработанных городскими цивилизациями Западной Азии. С приходом манихеев в сере­дине VIII в. в Южную Сибирь связаны и три первых памятника, запечатлевших государственную пись­менность Уйгурского каганата – младшее орхонское письмо. Надпись на при­меняемом манихеями сирийском письме эстрангело обнаружена на одной из бронзовых монет, находившихся в обращении у древнехакасского населения20.

Значение манихейских библиотек наиболее ощутимо при изуче­нии их ос­татков, обнаруженных в Восточном Туркестане и Дунхуане.*****

***Сибирское манихейство есть прямое порождение манихейства централь­ноазиатского. Но если последнее было “облачено в буддий­ские одеяния”, то на северное манихейство оказался накинут еще и шаманский плащ. Древние саяно-алтайские тюрки и их соседи после VIII–IX вв. не “остались обычными шаманистами”, как счита­ют до сих пор многие ученые. Приняв “всеобщую универсальную религию” Мани, они стали “сибирскими манихеями”. Поэтому и имя божества в тюркоязычных священных текстах осталось языче­ски-древним – Тенгри.***

А вот имя Тенгри очень замечательное. В частности, армянская церковь по сей день именует Бога - Тенгри.
А в львовских(!) армянских документах на кыпчакском(тюркском) языке Бога тоже именуют Тенгри.

А вот еще любопытные моменты:

*** Оказывается, было пять обращений к Всевышнему. Первое, общее, - Тенгри, потом - Бога (Божат), Ала (Алла, Элой), Ходай (Кодай), Гоз-боди (Господи). Каждое обращение имело свой оттенок, каждое сохранилось поныне.

"Алла билэ!" ("С Богом!") - выкрикивали кипчакские всадники, устремляясь в атаку... Возможно, это не ускользнуло от внимания императоров Византии и Рима, которые охотно звали тюрков в свое войско - им хотелось приблизиться к Богу, встать под Его защиту.

Куличи, крашеные яйца, новогодняя елка, Дед Мороз - и они атрибуты тенгрианства.

Казалось бы, рождественская ель... Заметьте, не дуб, не кедр, не сосна, а именно ель! Ее появление ныне связывают, разумеется, с именем Христа. Но в Палестине ели не растут, в Египте - тоже. Первые христиане не могли видеть елей, как не могли видеть белого медведя или кенгуру.

Значит, полюбившийся праздник рождественской ели - это "чужой" праздник в христианстве.

А у тюрков именно ель издревле была священным деревом. И не только у них, но и у других народов Сибири. Ель впускали в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад. ****

Остается что-то сказать и о коренных русских территориях- Северной и Северо-Восточной Руси. В районе Устюга было обнаружено хорошо сохранившееся захоронение русского монаха первой половины 15 века. Одеяние этого монаха - близко не лежит к обычным представлениям. Оно все исписано. Кириллицей, арабской вязью. Но на кириллице явно выделяются многократные повторения Бог и Алла.

Манихейство, которое теснейшим образом переплелось с тенгрианством, символом которого был крест, - прошлось по всей территории Руси с востока на запад и с юга на север. Если доверять сегодняшним историческим представлениям, то прожило оно на территории будущего СССР с 7-8 века до 17, а на коренных русских территориях - по меньшей мере с монгольского нашествия(13 век) по реформу Никона. Манихейство - и есть религия Святой Руси, если последняя - не поповская сказка.

Еще доказательств. Если Вы читали серию книг Балашова "Государи Московские", то обратили внимание на персонаж Сергия Радонежского. И на некий "свет фаворский". Так вот, учение о фаворском свете Григория Паламы - суть манихейская ересь византийского христианства, которая была принята и понята на Руси в лице не кого-нибудь, а основоположника идеи Святой Руси Сергия Радонежского.

Каких еще доказательств? - Куда уж дальше?