От Pokrovsky~stanislav
К Silver1
Дата 09.10.2005 03:26:21
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Тексты;

Re: Ерунда!

>Истинная (жизнеотрицающая) суть манихейства не раскрыта. Его определяющее влияние на российские этносы не доказано. Точнее историей доказано обратное. Если бы манихейство имело определяющее влияние, то от русского и прочих российских этносов к настоящему времени и воспоминания не осталось.

Как мы знаем, манихейство потерпело поражение в виде ереси катаров(13 век) и позже в виде ереси вальденсов(окончательный разгром в 1545 году силами короля Франции). Разумеется, победившая сторона вылила на проигравшую, причем очень сильную, сторону, ушаты грязи. В частности, это вылилось в то. что манихейство представляется в качестве антисистемы, разрушающей социум.
Но факт остается фактом. До разгрома Римом катаров Прованс и Окситания был единственным процветающим экономическим организмом Средиземноморья с весьма гармоничными отношениями между сословиями. Прованс и Окситания явили миру культуру трубадуров - практически первую серьезную литературно-художественную культуру Западной Европы.
*********************************************
В отношении Сибири, Средней Азии, Алтая и их связи с манихейством вот цитата:
*** Претерпевавшее нападки мусульманства, буддизма и христи­анства несторианского толка, не получившее сво­боды действий в Китае, оно, наконец, ощутило в 762 г. мощную поддержку уйгурского Бегю-кагана. Но в 779 г. вновь начались гонения – последовал антиманихейский переворот в Ордубалыке. Новая эпоха, открывшаяся со времен уйгурских вторжений на Средний Енисей в 758 и 790 гг. и особо явно проявив­шаяся с созданием мощного единого государства саяно-алтайских народов в 840 г., предоставила манихейству полную свободу дейст­вий. Это, очевидно, послужило основной причиной перемещения центра манихейской церкви далеко на север, в между­речье Енисея и Абакана. Новая вера, став государственной религией Древнеха­касского феодального каганата, получила мощную официальную под­держку, а также возможность распространять пропаганду и свет своего учения на всю ос­тальную Сибирь. Это привело к полному культурному перевороту в жизни юж­носибирского населения. Разго­релся очаг невиданной дотоле в Сибири культуры и образо­ванности, распространявший далеко на север разнооб­разные знания и широкую грамотность на тюркском литературном языке.

По данным В.В.Бартольда, архипастыри манихеев (епископы, пресви­теры и др.) могли занять высокий церковный чин, только получив высшее об­разование. Углубленные занятия астрологией, астрономией, математикой, бого­словием и другими прикладными и точными науками влекли за собой зрелые философские размышле­ния. Манихеи имели собственный календарь, вели ис­числение времени по эре Мани, начиная с года его рождения (216 г. н.э.). И все это было принесено ими в Сибирь. Как мы уже видели, среди манихеев имелись жрецы-архитекто­ры и строители16. Китайский источник в качестве обязательного элемента “различает в манихейском монасты­ре пять зал: 1) зал для священных книг и картин; 2) зал для поста и объяснения; 3) зал для покло­нения и покаяния; 4) зал для препода­вания; 5) зал для больных монахов”17. Таким образом, манихеи впервые создали в Южной Сибири разветвленную сеть религи­озных библиотек при храмах, монастырях, миссионерских пунктах и отшельнических пустошах. В них собирались и хранились не только новые произведения манихейской литературы, написан­ные по-тюркски, но восстанавливались и переписывались произведе­ния прошлого (несомненно, канонизированные труды самого Мани и его старших учеников), созданные на других языках (прежде всего, на среднеперсидских) и при помощи манихей­ской письменности. Переписка священных и иных религиозных книг почиталась за благой подвиг, проповедники и миссионеры обязаны были прибегать к авторитету литературы.

От других великих религий манихейство отличала чрезвычайно важная особенность – в любой стране его адепты для распространения своего вероучения пользовались языком местного населения18. Для нашей темы особенно важно пом­нить, что из всех мировых религий, получивших распространение в Азии, по имеющимся данным лишь манихейство применяло (нарав­не с мани­хейским, сирийским, согдийским и производным от него уйгур­ским письмом) и руническую письменность тюрков19. Это привело к настоящему взлету образованности, к по­явлению в то время, если можно так сказать, местной тюркской интеллигенции, тюрков-миссионеров и священников. То было время приобще­ния восточных тюрков Срединной Азии и Сиби­ри к миру духовных и культурных ценно­стей, выработанных городскими цивилизациями Западной Азии. С приходом манихеев в сере­дине VIII в. в Южную Сибирь связаны и три первых памятника, запечатлевших государственную пись­менность Уйгурского каганата – младшее орхонское письмо. Надпись на при­меняемом манихеями сирийском письме эстрангело обнаружена на одной из бронзовых монет, находившихся в обращении у древнехакасского населения20.

Значение манихейских библиотек наиболее ощутимо при изуче­нии их ос­татков, обнаруженных в Восточном Туркестане и Дунхуане.*****

***Сибирское манихейство есть прямое порождение манихейства централь­ноазиатского. Но если последнее было “облачено в буддий­ские одеяния”, то на северное манихейство оказался накинут еще и шаманский плащ. Древние саяно-алтайские тюрки и их соседи после VIII–IX вв. не “остались обычными шаманистами”, как счита­ют до сих пор многие ученые. Приняв “всеобщую универсальную религию” Мани, они стали “сибирскими манихеями”. Поэтому и имя божества в тюркоязычных священных текстах осталось языче­ски-древним – Тенгри.***

А вот имя Тенгри очень замечательное. В частности, армянская церковь по сей день именует Бога - Тенгри.
А в львовских(!) армянских документах на кыпчакском(тюркском) языке Бога тоже именуют Тенгри.

А вот еще любопытные моменты:

*** Оказывается, было пять обращений к Всевышнему. Первое, общее, - Тенгри, потом - Бога (Божат), Ала (Алла, Элой), Ходай (Кодай), Гоз-боди (Господи). Каждое обращение имело свой оттенок, каждое сохранилось поныне.

"Алла билэ!" ("С Богом!") - выкрикивали кипчакские всадники, устремляясь в атаку... Возможно, это не ускользнуло от внимания императоров Византии и Рима, которые охотно звали тюрков в свое войско - им хотелось приблизиться к Богу, встать под Его защиту.

Куличи, крашеные яйца, новогодняя елка, Дед Мороз - и они атрибуты тенгрианства.

Казалось бы, рождественская ель... Заметьте, не дуб, не кедр, не сосна, а именно ель! Ее появление ныне связывают, разумеется, с именем Христа. Но в Палестине ели не растут, в Египте - тоже. Первые христиане не могли видеть елей, как не могли видеть белого медведя или кенгуру.

Значит, полюбившийся праздник рождественской ели - это "чужой" праздник в христианстве.

А у тюрков именно ель издревле была священным деревом. И не только у них, но и у других народов Сибири. Ель впускали в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад. ****

Остается что-то сказать и о коренных русских территориях- Северной и Северо-Восточной Руси. В районе Устюга было обнаружено хорошо сохранившееся захоронение русского монаха первой половины 15 века. Одеяние этого монаха - близко не лежит к обычным представлениям. Оно все исписано. Кириллицей, арабской вязью. Но на кириллице явно выделяются многократные повторения Бог и Алла.

Манихейство, которое теснейшим образом переплелось с тенгрианством, символом которого был крест, - прошлось по всей территории Руси с востока на запад и с юга на север. Если доверять сегодняшним историческим представлениям, то прожило оно на территории будущего СССР с 7-8 века до 17, а на коренных русских территориях - по меньшей мере с монгольского нашествия(13 век) по реформу Никона. Манихейство - и есть религия Святой Руси, если последняя - не поповская сказка.

Еще доказательств. Если Вы читали серию книг Балашова "Государи Московские", то обратили внимание на персонаж Сергия Радонежского. И на некий "свет фаворский". Так вот, учение о фаворском свете Григория Паламы - суть манихейская ересь византийского христианства, которая была принята и понята на Руси в лице не кого-нибудь, а основоположника идеи Святой Руси Сергия Радонежского.

Каких еще доказательств? - Куда уж дальше?


От Silver1
К Pokrovsky~stanislav (09.10.2005 03:26:21)
Дата 09.10.2005 16:06:48

Ерунда, ерунда



>
>Как мы знаем, манихейство потерпело поражение в виде ереси катаров(13 век) и позже в виде ереси вальденсов(окончательный разгром в 1545 году силами короля Франции). Разумеется, победившая сторона вылила на проигравшую, причем очень сильную, сторону, ушаты грязи. В частности, это вылилось в то. что манихейство представляется в качестве антисистемы, разрушающей социум.
>Но факт остается фактом. До разгрома Римом катаров Прованс и Окситания был единственным процветающим экономическим организмом Средиземноморья с весьма гармоничными отношениями между сословиями. Прованс и Окситания явили миру культуру трубадуров - практически первую серьезную литературно-художественную культуру Западной Европы.


Других источников (крому церковных) по манихейским средневековым ересям просто нет. И почему мы не должны им верить? Что касается "цветущих" Прованса и Аквитании, то следует учитывать, что манихейские проповедники обычно подобные анклавы и выбирали для прозелитизма. Обрабатывали мучующуюся дурью дегенеративную элиту (главный инструмент - сексуальные оргии), эта элита силой делала манихейство государственной религией. После чего эти области быстро переставали быть "цветущими". Европе удалось с манихейством справиться, а вот у мусульман не получилось. У них на территории оказалось несколько влиятельных центров гностицизма. И они таки вывели мусульманский суперэтнос из серьезной геополитической игры. Не будь этого, Европа ныне была бы мусульманской.

Что касается уйгурского каганата, то вовсе не манехеи его создавали. Бёгю-каган на свою голову привез манихейских проповедников из военного похода (где они его обратили), декретом ввел манихейство в качестве госрелигии. После этого у каганата сразу начались проблемы, и он долго не протянул.

Выкладки в стиле Фоменко по поводу российского манихейства я не разбираю. По причине их бездоказательности.

От Pokrovsky~stanislav
К Silver1 (09.10.2005 16:06:48)
Дата 09.10.2005 17:04:15

Re: Ерунда, ерунда

>Выкладки в стиле Фоменко по поводу российского манихейства я не разбираю. По причине их бездоказательности.

Случайно ли то, что поход Батыя начался тогда, когда на Руси фактически победила уния с Римом? Случайно ли то, что конечным пунктом похода Батыя была Паннония - центр славянской культуры и церкви, а также Босния - центр богомильства? Белорусский историк В. Пануцевич отмечал, что на латинском языке богомилы называются "татары" ("картары"). О распространении богомильства на Руси говорят и местные находки амулетов-змеевиков, которые историк А. Рындина обоснованно связывает с ересью манихейства.
http://brama.brest.by/nomer19-20/artic06.shtml

Имеются указания на влияние болгарского богомильства в Киевской Руси (“болгарские басни” попа Иеремии). В 1004 г. в Киеве учил богомильской ереси скопец Адриан; в 1123 г. здесь проповедовал богомил Дмитр. Некоторые исследователи отмечают влияние богомильства на русскую секту “стригольников”.
http://diakoff.kurskzerno.ru/m3.htm

О возможном влиянии на славянские легенды о мироздании богомильского учения, приписывавшего сотворение мира совместному творчеству Бога и Сатаны, в ранних своих работах писал и А.Н. Веселовский. 37 Позднее, в своем специальном исследовании о дуалистических космогониях ученый предполагал две возможности. С одной стороны, он допускал отражение в славянских легендах богомильского учения и, указывая на обширное распространение дуалистичес ких представлений о сотворении мира на территории России, как о возможных причинах этого, говорил о воздействии на народную фантазию "тех отреченных легенд в духе богомильства, которые, явившись на славянском юге выражением еретического вероучения, распространились и далее вместе с памятниками южнославянской церковно-учитель ной письменности" 38 и которые раскольничья колонизация могла занести на окраины русской земли, где повесть о дуалистическом миротворении "могла быть перенята и усвоена инородцами", 39 для чего, впрочем, должна была быть "в уровень с дуализмом их собственной мифологии". 40

С другой стороны, А.Н. Веселовский не исключал и того, "что, напр., черемисская, мордовская и т.д. - и южнославянская легенды принадлежали первично одной и той же полосе развития религиозного миросозерцания, богомилы лишь внесли в круг своих дуалистических мифов, может быть, неславянское предание, отвечавшее их целям, а черемисы и алтайцы получили обратно свой старый космогони ческий миф в освещении христианской ереси и апокрифов". 41 Так или иначе, но, касаясь метода исследования вообще, ученый указывает, что "заимствование предполагает в воспринимающем не пустое место, а встречные течения, сходное направление мышления, аналогические образы фантазии". 42

Позднее А.Н. Веселовский все больше склонялся к мысли, что "дуализм знакомых нам легенд о мироздании не следует исключительно объяснять из иранских представлений, объявившихся в исторических формах богомильства", и определял их религиозно-этническую основу как тюркско-финскую. 43

http://www.ruthenia.ru/folklore/kuznetsova1n.htm

От Silver1
К Pokrovsky~stanislav (09.10.2005 17:04:15)
Дата 09.10.2005 17:27:04

А причем тут дуализм?



Его вовсе не манихеи придумали. Эта идея заимствована христианами (в смысле противостояние светлого и темного начал (бога и дьявола)) и мусульманами у последователей Заратустры. Манихеи эту идею только опошлили. Перевернули с ног наголову. То есть следует говорить о влиянии зороастризма.

Что же касается стригольников, ереси жидовствующих и прочих "скопцов", то это почти всегда были эпизодические бзики внутри элиты. Тогда еще вполне успешно давившиеся властью. На основную массу населения их влияние было ничтожно. Ну, появится в Москве очередной проповедник, собьет с толку нескольких высокопоставленных дегенератов. Потом их выявят, выпорют, сошлют. Чем все и кончится.

А вот наша нынешняя элита вполне себе манихейская по духу. То есть народ развращает и сокращает в числе. А Вы говорите, мол, не допустили манихеев до власти, уничтожили. Да никуда они не делись! Это мироощущение такое, обычно свойственное дегенератам.

От Pokrovsky~stanislav
К Silver1 (09.10.2005 17:27:04)
Дата 09.10.2005 19:41:11

Re: А причем...

>Что же касается стригольников, ереси жидовствующих и прочих "скопцов", то это почти всегда были эпизодические бзики внутри элиты. Тогда еще вполне успешно давившиеся властью. На основную массу населения их влияние было ничтожно. Ну, появится в Москве очередной проповедник, собьет с толку нескольких высокопоставленных дегенератов. Потом их выявят, выпорют, сошлют. Чем все и кончится.

Здесь Вы не вполне владеете материалом.

***Уже в ХIV-м веке в Новгородских краях проявляется какое-то религиозное брожение, — эта “ересь стригольников” была, кажется, прежде всего противо-иерархическим движением. В конце XV-го века встречаемся с другим и более сложным движением. Это — ересь жидовствующих. В Новгороде она захватывает верхи клира, перекидывается на Москву, и здесь “прозябает” под благоволительным покрытием Державного. Об этом движении мы знаем недостаточно, и больше всего от свидетелей не очень достоверных, от пристрастных противников и врагов, от Геннадия Новгородского и особенно от Иосифа Волоцкого. И к тому же, “Просветитель” Иосифа Волоцкого, наш главный источник, издан был в поздней редакции (хотя и по очень надежному списку, рукопись принадлежала Нилу Полеву), и многих важных известий не находим в редакции первоначальной, сохраненной в Макариевских Минеях***

А в Новгороде Великом, который считался центром ереси в это время шла интенсивная работа по переводу присланных их Рима латинских церковных книг.

***Нет надобности припоминать внешнюю историю “жидовской ереси” и стараться восстановить еретическую “систему” в целом. Всего вернее, что еретического сообщества и вообще не было. Были известные настроения, именно “шатание умов,” вольнодумство... Исторический смысл “жидовского” движения станет яснее, если его сопоставим с другими обстоятельствами тогдашней Новгородской жизни. Прежде всего, можно догадываться, что Новгородские еретики стояли, по-видимому, на Московской точке зрения, почему Иван III и вывел “душевредных протопопов” на первые места в Кремлевских соборах. Покровительство и поддержку еретики находили именно в Москве. А в Новгороде в это время производилась большая и очень важная богословская работа, — составление и обработка первого полного славянского библейского свода. И вот неожиданным образом эта работа оказывается в латинских руках. Общее смотрение и руководство официально принадлежало владычнему архидиакону Герасиму Поповке. Но в действительности решающее влияние имел некий доминиканец Вениамин (м. б. прибыл из Кракова или Праги), “презвитер, паче же мних обители святого Домника, именем Вениямин, родом словенин, а верою латынянин.” Вряд ли этот Вениамин оказался в Новгороде случайно. Есть основание предполагать, что он был и не одинок. Уже при Евфимии архиепископе (1430—1458) в Новгороде собирались иноземцы, — “от странных же или от чуждых стран приходящих всех любовию приимаше, всех упокоиваше” (Пахомий). Во всяком случае, при Геннадии мы наблюдаем в Новгороде целое движение латинского стиля. По-видимому, Вениамин имел с собой готовые библейские тексты (влияние хорватского глаголита чувствуется в языке). Ни к греческим рукописям, ни даже к греческим изданиям в Новгороде не обращались. Не были в достаточной мере использованы и вполне доступные славянские материалы (из богослужебных книг). Зато очень чувствуется влияние Вульгаты. Иные книги и вообще просто переведены с латыни: Паралипоменон, 3 Ездры, Премудрость, 1 и 2 Маккавейские. Вводные статьи взяты из немецкой Библии, изд. 1500 г. В свод включены и второ-канонические книги, тоже по латинскому примеру. “Пестрый хитон, сшитый из разнообразных лоскутьев и заплат,” характеризует Геннадиевскую Библию современный ее исследователь, И. И. Евсеев, — и с недоумением говорит о неком “невидимом сближении” с латинством (“сдвиг славянской Библии с греческого русла в латинское”), о “весьма сгущенной католической атмосфере” вокруг Геннадия, даже о прямом “проявлении воинствующего католического духа в русской церковной жизни...”

“В Архиепископском дому” при Геннадии вообще много переводят с латинского. Очевидно, для справок во время работы над новым богослужебным Уставом была переведена (по крайней мере, в извлечении) знаменитая книга Дурантия, Rationale divinorum officiorum (по языку в переводчике приходится угадывать иностранца, не был ли это тот же Вениамин?). Для спора с жидовствующими по поручению Геннадие известный Герасимов переводит снова с латинского книги знаменитого Николая Де-Лира и Самуила Евреина “на богоотметных жидов.” К тому же времени относится очень характерное “Слово кратко противу тех, иже в вещи священные, подвижные и неподвижные, сборные церкви вступаются,” — слово в защиту церковных имуществ и о полной независимости духовного чина, который имеет при том право действовать и “помощию плечий мирских” (т. е. brachium saeculare). Это несомненно перевод с латинского.

Очень интересно проникновение латинских настроений в обработку житийных и назидательных сочинений. В этом отношении характерен особый извод известной повести о Варлааме и Иоасафе в Макариевских Минеях, — здесь чувствуется очень острая тенденцие показать превосходство духовной власти над мирской; напротив, смягченно все, что в обычной редакции говорится о ничтожестве благ земных. Оба эти памятника относятся как раз к тому времени, когда вспыхнул спор о церковных имуществах и о соотношении властей, и “осифляне” были недовольны попустительством великого князя. Геннадий и Иосиф обратились в самооправдание к латинским источникам. Нужно еще отметить: когда в борьбе с жидовствующими Геннадию понадобилась новая пасхалия (или “миротворный круг”), он выписывает и получает ее из Рима ... ****
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=838

Вот Вам и слабая распространенность - вплоть до Москвы и до личной царской поддержки. Вот Вам и истоки будущей Никоновской реформы - поток книг, перводившихся в Новгороде.

Добавлю. Ничуть не меньший поток шел из Киева и Львова, где соответствующая работа организовывалась... иезуитами.

Мутная у нас история и Романовых, сотрудничавших в Смуту с поляками, и РПЦ.
И еще. В начале 20 века оказалось, что основной группой российских промышленников были деловые, грамотные...староверы. Те, которых в подполье загнала Никоновская реформа.

От Silver1
К Pokrovsky~stanislav (09.10.2005 19:41:11)
Дата 09.10.2005 21:59:13

Так я про то и говорю



> В Новгороде она захватывает верхи клира, перекидывается на Москву,

Ересь имела распространение исключительно в элитарных кругах ("верхи клира"), на народ не перекинулась, позднее была подавлена. То что исходный рассадник имел место быть именно в Новгороде вовсе не случайно. Та еще была химера (Новгород), гностики такие места очень любят. Вполне вероятно, что именно уничтожение этого рассадника и было одной из причин наезда Ивана Грозного на Новгород. Надоело мужику вести богословские споры с "жидовствующими" в Москве и делать политические реверансы перед влиятельными боярами-манихеями, раздолбал их силой прямо по месту основной дислокации. А заодно укоротил на голову некоторых погрязших в ереси бояр в самой Москве.