|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
miron
|
|
Дата
|
23.09.2005 15:05:15
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР; Катастрофа;
|
|
Re: Было бы
Ну как можно доказывать очевидные вещи?
Советская власть уже в 1918 году приступила к реализации программ научного изучения ресурсов страны. А именно, в 1918 году в Сибирь и на Дальний Восток были направлены государственные научные геологические экспедиции. Немедленно началось создание системы научно-исследовательских институтов. Радиевый институт, Нижегородская радиолаборатория, ЦАГИ. Система государственных НИИ - это нетривиальный подход в мировой практике. В зарубежных странах преимущественно развивались либо исследовательские структуры университетов, либо собственные исследовательские мощности фирм.
Советское правительство очень заботливо относилось к представителям науки в голодных Москве и Питере.
В дальнейшем Советская власть всячески поощряла инициативы развития научных идей и методов, которые не были реализованы в Российской империи. Достаточно посмотреть историю стремительного развития теплофикации от первых экспериментов 1924 до целых программ теплофикации Москвы с разработкой специальных теплофикационных турбин - буквально через считанные годы - к концу 20-х - началу 30-х.
Подготовка кадров для науки тоже была важнейшей заботой Советской власти. Вспомним направление на практику в лабораторию Резерфорда П.Л.Капицы в 1919 году. В СССР был сознательно применен метод подготовки студетов для работы в науке - известная практика Ленинградского ФТИ, создавшего впервые смычку вуз-НИИ. В последующем(в 1947 году) эта практика была заложена в идеологии МФТИ и московские НИИ.
Ну и, конечно же, сам принцип государственного экономического планирования. От ГОЭЛРО к пятилеткам и Госплану. Это и есть самая что ни есть прямая реализация логики развития через научное исследование. Выявляется проблема, экономический, политический, военный и т.д. вызов обществу. Который анализируется с точки зрения возможности ответа на этот вызов. Набрасываются методы возможной реализации, изучаются требуемые ресурсы, необходимые закупки и источники средств для этих закупок. Изучается то, что необходимо построить и создать для обеспечения решения основной задачи. Такие-то химические мощности, такие-то электротехнические предприятия, такие-то электростанции на базе таких-то энергоресурсов. СССР создавал НИИ для разработки оборудования и проектирования заводов даже в ходе войны. В первой половине 1942 года создан НИИХимМаш, например.
Т.е. плановый принцип хозяйственного развития сам по себе являлся проявлением того, что сутью метода управления при Советской власти было управление через научное изучение.
Хорошо описанная в литературе история теплофикации показывает и саму процедуру развития такой значительной части советского народного хозяйства. Наука предлагает такой-то способ повышения эффективности расходования топлива - через теплофикацию. Мысль поддерживается органами власти. Которые предоставляют хозяйственный объект(в этом конкретном случае - общественную баню) для экспериментальной проверки реализуемости научно-обоснованного предложения. Эксперимент оказывается удачным. Но выявляет и недостатки. Которые тоже фиксирует наука. Электрогенератор не является специализированным, а потому эффективность его заметно меньше, чем могла бы быть. Научные же расчеты показывают, что теплофикационный принцип наиболее выгоден там, где имеется постоянная загруженность именно теплофикационных мощностей: постоянное потребление горячей воды и технологического пара. Эта рекомендация закладывается в государственное решение по развитию города или предприятий. Создаются комплексы предприятий, жилых районов, ТЭЦ, в которых мощности потребления тепла и электроэнергии и их производство - оптимизированы. Расширение города, производств происходит не стихийно, а комплексно, через разработку и запуск дополнительных генерирующих мощностей, через развитие сетей тепловых магистралей.
Отмечу, что такая схема: обоснованное предложение науки -поддержка исследований и разработок - эксперимент - планирование развития,- в сущности и составляли способ развития советского хозяйственного механизма и даже развития народонаселения. Волевые решения государственных или партийных органов могли касаться только общих направлений развития. Причем в выборе общих направлений либо исходили из международной практики(типа в военно-технической сфере), либо опять-таки из тех или иных научных моделей.
Подвергнутые острой критике в перестройку реализованные и нереализованные проекты мелиорации, строительства ГЭС на равнинных реках, переброски части стока северных рек в Среднюю Азию, перегораживания залива Кара-Богазгол на Каспии - это же все НАУЧНЫЕ проекты. Призванные решать те или иные проблемы. Конкретно идея с Кара-Богазголом - идея героя-полярника академика Федорова.
Политики, которые доверили ученым быть впередсмотрящими, отдали в руки науки инициативу выбора направлений развития, оказались в послесталинское время еще и настолько глупыми, что за мишурой слов о научном методе не увидели РИСКА БОЛЬШИХ НАУЧНЫХ ОШИБОК. Самое главное, что и это тоже было следствием доверия научным разработкам. Успехи технических наук, которые что-то разрабатывали, строили, обнаруживали недостатки, усовершенствовали, перерабатывали, - идеологами СССР были распространены на всю сферу государственного управления и планирования. В частности, в изданном в первой половине 80-х Институтом марксизма-ленинизма, Институтом философии АН СССР и еще несколькими авторитетными учреждениями 6-томнике "Материалистическая диалектика" вопрос гармонии развития общества и науки выглядел приблизительно так. Материалаистическая диалектика учит, что развитие происходит через противоречия. Советское общество не является исключением. Но в социалистическом обществе СССР об этом помнят. И поэтому советская наука отслеживает возникновение противоречий. Анализирует их развитие, вырабатывает планы разрешения противоречий на стадии, когда они не перерастают в разрушительные антагонистические. Простенько и со вкусом. Мы не только подсказываем, куда двигаться, но и отслеживаем возникающие проблемы, своевременно реагируем на них, указываем, куда надо довернуть штурвал государственного корабля, чтобы он не разрушился, натолкнувшись на рифы возникающих проблем. Роль науки, причем науки, заключенной в формы уважаемых НИИ и авторитетных научных школ, в организации советского образа жизни к 70-80-м годам оказалась не просто ключевой, а абсолютизированой. Царствуй, лежа на печи! Власть правила именем науки, ставшей добрым и заботливым богом советских людей. И сакральное восприятие науки по сей день является одной из доминант сознания жителей бывшего СССР. Хоть в России, хоть в Киргизии, хоть в Прибалтике. Причем доминантой, не зависящей от политических взглядов, от национальных пристрастий.