От Ищущий Ответить на сообщение
К И.Л.П. Ответить по почте
Дата 09.08.2005 13:46:00 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: Действительно -...

>>Разница, безусловно, есть. Марксизм рассуждает о массах индивидуалистов, либерализм - о "штучном" индивидуалисте. Разве они противоречивы? Нет, имхо, они даже дополняют друг друга. Органически дополняют, так сказать по-родственному...

>С этим можно было бы согласиться, хотя это уже высокий уровень абстракции.

Правильно ли я пониманию, что раз высокий уровень абстракции, то согласие недопустимо?

>Но я все же не уверен, что Маркс об индивидуалистах вел речь. Человек у него как раз не индивидален, а "плоть от плоти" своего класса, почти что "продукт" класса, в чем можно даже усмотреть некоторое преувеличение.

Мне думается, что человек, строящий свое мировоззрение вне органических семейных связей, всегда будет ощущать себя одиноким, с какими бы громадными социальными группами он себя не относил бы - хоть с классами, хоть с сословиями. Поэтому, ни смотря на массовость-классовость явления, марксизм рассматривает индивидуалистов. Как субъективно воспринимаю М. я, речь идет о том, чтобы сорганизовать толпу индивидуалистов средствами логики в монолитный, организованный и управляемый строй для ведения боевых действий на территории внутреннего врага.

>Здесь нет индивидуализма, хотя, разумеется, нет и "соборной личности". Для изучения последней материализм попросту не подходит.

Я боюсь, что кто-то из нас двоих неверно понимает позицию Маркса. Мое мнение таково, что Маркс не рассматривает мир с позиций материализма. Маркс рассматривает мир с позиции окончательной победы материализма над идеализмом, с позиции полной капитуляции идеализма перед материализмом. Даже не отвлекаясь на сущность терминов, описывающих это явление, скажите, на Ваш взгляд, такая формулировка конфликта допускает возможность его плодотворного развития? По-моему, такая возможность не допускается...

И маленькая реплика вдогонку - чтобы говорить о соборной личности, необходимо понять различие между соборностью и солидарностью.