От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 27.04.2001 12:49:20 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Модернизация; Манипуляция; Школа; Ссылки; ... Версия для печати

И еще об образовании

http://www.spbvedomosti.ru/2001/04/27/education.shtml

Пробелы в знаниях тестами не закроешь

Большинство учебных заведений России и Петербурга благоразумно дистанцируются от нынешних реформ в образовании

Заблуждается тот, кто считает, что школьный марафон у нас стартует 1 сентября, когда начинается учебный год. На самом деле он берет разбег 1 апреля, когда объявляют прием детей в школу.
В движение приходит едва ли не полгорода. Переживают в семьях, где есть будущие первоклассники, — таких нынче около 32 тысяч. Волнуются ученики 3, 7, 9, 11-х классов и их родители: на очереди переводные, выпускные и вступительные экзамены, а значит, неминуемы стрессы, слезы, рухнувшие надежды. Плюс к обычной в таких случаях нервотрепке примешивается тревога — какими новшествами на сей раз порадует Министерство образования, что за циркуляр спустит? И точно!
За последние пять-семь лет редко какая весна обошлась без реформ в этой сфере, но нынешняя превзошла все ожидания. Чиновники не забыли ни малышей, ни дипломников. Попробуем и мы пройти по всему, как теперь говорят, образовательному маршруту — от начальной школы до вуза — и понять, чего же ждать питерским школьникам, выпускникам и абитуриентам сегодня и лет эдак через пять? К чему готовиться?

Шестидневки отменяются!

Итак, начнем с малышей. Отныне ребята, которые сядут за парты 1 сентября 2001 года, будут учиться в младших классах на протяжении четырех, а не трех лет, как сейчас. На такую систему переходят 70 процентов школ Петербурга (остальные дорабатывают в прежнем режиме). Это сделано, чтобы избавить детей от перегрузок, не форсировать занятия в ущерб здоровью и приблизить к реальной жизни порой устаревшие программы для самых маленьких.
Причем для детей постараются создать щадящие условия. Каким образом? Большинство первых классов будет организовано на базе детских садов, где для малышей все родное. Сохранится и привычный им режим: послеобеденный сон, прогулка, игры. Максимальная наполняемость класса — 20 человек. Продолжительность урока — 35 минут. Отметки, чтобы избежать лишнего напряжения, исключаются вообще. Более того: в течение первого полугодия не проводятся контрольные работы, а домашние задания не задаются целый год.
Вниманию родителей: шестидневки отменяются! С нового учебного года в младшей школе повсеместно вводится пятидневная неделя. Конечно, если есть такая необходимость, в субботу могут работать кружки, спортивные секции, клубы, но не более того. Ну что, здорово? Однако не спешите радоваться. Эта передышка временная.

Лишняя запятая, и жизнь испорчена?

Сейчас Министерство образования затеяло очередную (интересно, какую по счету?) реформу. И первая ласточка — введение уже с 1 июня Единого государственного экзамена (ЕГЭ), в основе которого — тестирование. Это едва ли не главный пункт. Замысел понятен: все выпускники по всей стране в один и тот же день отвечают на одни и те же вопросы по определенному предмету. Результаты (они оцениваются по стобалльной шкале) засчитываются за выпускной экзамен в школе и вступительный в вузе одновременно.
Цели здесь преследуются благие. Авторы реформы таким образом попытаются облегчить жизнь ребят из глубинки, часто даже не имеющих денег, чтобы приехать в большой город. А так они смогут участвовать в конкурсе, что называется, не выходя из дома — достаточно будет просто направить документы с полученными баллами в адрес избранного вуза.
Впрочем, как все произойдет на практике, никто толком не знает. Пока на эксперимент решились всего в четырех регионах страны — Марий Эл, Чувашии, Якутии и Мордовии, «думают» Ростовская и Ульяновская области. В Петербурге от сырой идеи разумно дистанцировались, однако от новшеств в стороне не остались.
Так, несколько иначе, чем прежде, будут проведены некоторые выпускные экзамены. Во-первых, математика. Экзамен состоится 27 мая, и его название говорит само за себя — ребята напишут «профильно элитарный вариант». Здесь участвуют только те, кто силен в точных науках. Как правило, это воспитанники 239-го лицея, 30-й гимназии, 366-й школы, физико-математической школы им. Иоффе (алферовской) и других профильных заведений. Все работы проверяет специальная комиссия.
Уровень заданий при этом настолько высок, а квалификация и авторитет независимых экспертов столь бесспорны, что «пятерка» на этом выпускном экзамене автоматически принимается и на вступительном в институте, что логично. А «тройку» можно пересдать уже вместе со всеми в июне. Подчеркну: к тестам ЕГЭ это не имеет никакого отношения, это совершенно другой вид проверки знаний.
Во-вторых, сочинение. Вокруг него из-за сложности тем и ежегодных скандалов с отметками, то и дело выплескивающихся на страницы газет, давно уже бушуют страсти. «Одна лишняя запятая, и у ребенка испорчена вся жизнь! Это не экзамен, а издевательство!», — недавно с надрывом в голосе кричала мне в трубку эмоциональная мама. И, похоже, так думает не одна она.
Почуяв тревогу в обществе, Минобразования выпустило недавно очередной документ, смысл которого — найти более объективные способы «государственной аттестации по литературе в 11-х классах». Старые не годятся. «Целесообразность использования сочинения как единственной формы аттестации выпускников подвергается сомнению», написано в министерской бумаге черным по белому. А раз так, то в Москве нынешней весной директора многих учебных заведений традиционное сочинение взяли и отменили. В Петербурге столь решительных действий не предвидится, однако возможны варианты.
28 мая выпускники 54 городских школ шесть часов будут корпеть над «изложением с творческим заданием». Подобная форма применяется впервые. Темы им подберут такие, чтобы 17-летние подростки не просто показали знание предмета, русского языка и литературы, а продемонстрировали эрудицию, образ мышления, полет мысли. Сложно? Но риска здесь как раз никакого. Получил «отлично» — выпускной сдан. «Неуд» — иди уже в общем потоке 1 июня. Все это в рамках правил.
Но самые кардинальные изменения — в английском. Он проходит в виде новомодных тестов. Первопроходцами стали свыше 1000 учеников из 35 школ. Как раз на этой неделе, 25 апреля, они преодолели первую часть испытания. Чтобы увидеть все собственными глазами, я пришла в 209-ю гимназию, где вовсю трудились 35 выпускников.
От них требовалось помимо безупречных знаний грамматики, лексики, хорошего произношения, аудирования также подготовить деловое и личное письмо, сочинить текст поздравления, написать небольшое сочинение. На столах, кроме бумаги и ручки, — ничего. Вели экзамен «чужие», не знакомые ребятам, учителя. Все задания закодированы, и их сейчас проверяют независимые эксперты. Но и это не все. Вторая часть эксперимента (устная) пройдет 4 июня, тогда же выставят итоговую оценку.
Опять же неудачникам отчаиваться не стоит. Они могут без всякого ущерба сделать вторую попытку со всем классом. Снова повторю: сдача этих экзаменов в школе никаких преимуществ при поступлении в вуз не дает. То есть: написав изложение по русскому и литературе или осилив тест по английскому, ребенок снова будет сдавать эти предметы при поступлении в вуз. Исключение — Государственный университет — Высшая школа экономики. Она сама участвует в эксперименте по английскому языку и поэтому будет засчитывать его результаты тем абитуриентам, кто соберется поступать в ВШЭ. Но она — одна.

Бесправные тесты

В то же время сегодня Министерством образования молодым людям предоставляется еще одна возможность оценить свои силы — с помощью централизованного тестирования. В Петербурге его можно было пройти на базе Российского государственного педагогического университета им. Герцена. Тестирование выпускников школ, так называемое аттестационное, закончилось на днях, 23 апреля. (Тестирование ребят, поступающих в вузы, — абитуриентское — финишировало 15 апреля.) Процедура эта коммерческая, чтобы проверить свои знания по одному предмету, в Питере пришлось выложить 100 рублей (в Москве — 120, по России — от 60 рублей). Сдавать можно только один раз: пересдача запрещена.
Кстати, есть вузы и школы, которых устраивают итоги централизованных тестов, и они засчитывают их в качестве выпускных и вступительных экзаменов. Но таких крайне мало. Абсолютное большинство учебных заведений на данный момент справедливо считают их поверхностными, не объективными. В Европе и США, которых мы так старательно копируем, школьников тестируют несколько раз в году. Соответственно, можно проследить, как учится ребенок, где у него успехи, где провалы. Итоги такого экзамена логично вытекают из предыдущих — складывается реальная картина успеваемости. А у нас все наскоком, скороспело.
В России сегодня всего 380 высших учебных заведений готовы согласиться с такой формой сдачи экзаменов. В Петербурге, повторю, — единицы, и то лишь по отдельным дисциплинам. Как сообщили мне в комитете по науке и высшей школе администрации города, все наши престижные гимназии, ведущие университеты и институты итоги тестирования не признают. Так что не попадите впросак: прежде чем выкладывать деньги и усердствовать над тестами, неплохо бы узнать в приемной комиссии вуза и администрации школы, примут ли они его результаты.
Вообще сегодня, задумываясь о своем будущем, надо семь раз отмерить, прежде чем поступать в тот или иной вуз. Имеет значение все: отделение, статус, репутация. Какая разница? Дело в том, что недавно Минобразования приняло решение указывать в дипломах — учились вы в базовом университете или в одном из его филиалов, очно или заочно. Сделано это по просьбе работодателей, которые уже не раз обжигались, принимая дутых специалистов с корочками солидных университетов. В свою очередь это подстегнет и сами институты, заставит нести большую ответственность за своих выпускников.
Тем более что на выходе у Минобра следующий эксперимент — по введению именных государственных финансовых обязательств. Суть в том, что выпускнику школы государство дает сертификат на определенную сумму, которая тем выше, чем лучше он учился. Человек знает, сколько денег он приносит вузу, и может потребовать качественного обучения. Да и вуз будет держаться за студента. Эксперимент начнется с 1 сентября 2002 года. Тогда молодые люди будут голосовать за тот или иной институт, университет не только ногами, но и деньгами. А эта связка, как показывает жизнь, самая крепкая.

Елена Данилевич