Диамат, в отличие от религии, учит нас брать лапти в их развитии, как и любое другое явление в природе и обществе. А наши марксисты в отношении лаптей, похоже, впали в глубокий эмпириокритицизм. Отвергают их, вместо того, чтобы придти к плодотворному синтезу противоположностей – лаптя и импортного сапога. Не знаю, чего Сергей Палыч смотрит.
Что нам показал праксис, не говоря уж о «Тюремных тетрадях»? Он показал, что лапоть, взятый в его экзистенциальной сущности и соединенный с производительными силами постиндустриальной цивилизации, оказывается способен к туннельному эффекту. Он может прератиться в такую потребительную стоимость, что она пойдет на ура даже в самом безумном обществе потребления, не говоря уж о «советском проекте-2». И липу не придется обдирать, как липу.
Вот пара примеров. В Испании была своя разновидность лаптей – альпаргаты. Они вязались из пеньковой веревки, пришивалась кое-какая подошва и – гуляй. Войдя в Европу в середине 80-х, испанцы, конечно, ринулись за импортными сапогами. Но вскоре произошло отрицание отрицания (на новом витке спирали, естественно). Было налажено на малых предприятиях простенькое машинное производство альпаргат с современной прочной и дешевой подошвой. Стоили они копейки и имели массовый спрос. Когда я бываю в Испании, в списке заказов от родных на первом месте стоят альпаргаты. Правда, в последние годы трудно стало найти – сменилось поколение малых предпринимателей, дети их все поголовно прошли через университет и такую дрянь производить не желают. Ненависть к архаике заела.
Другой пример такой. Лет десять назад мне привалила удача – заказал мне лекцию клуб «99» (99 самых удачливых предпринимателей). Оплатил билеты и тысячу долларов за лекцию (правда, лекцию надо было читать прямо за ужином – вещь противоестественная и противная). Но потом приятно посидели и поговорили с некоторыми за выпивкой. Один – очень толковый и живой мужик. Он сделал большое состояние на том, что для обычной матросской швабры (пучок веревок на палке) изобрел ведро с насадкой, на которой можно было отжимать швабру. Матросы ее отжимают, наступив ногой – а вода стекает в море. А дома с этим проблема, и он ее решил. Эта его швабра с ведром стала обязательным атрибутом каждого помещения – сначала в Испании, потом во всем мире. Уже и у нас продается и очень сильно облегчает жизнь женщинам. Но это – просто древняя матросская швабра.
Ненависть к лаптям у нас эту способность к таким решениям сильно подавила.
Вот что бросилось в глаза (осенью 1998), когда я из можайского района попал в Белоруссию. Недалеко, но небо и земля. У нас поля заросли травой по пояс, но нет ни коров, ни лошадей. Там быстро наплодили лошадей – за каждой телегой бежит жеребенок. Но что меня поразило – телеги заводского производства. Легкий металлический профиль, штампованные колеса, дутые шины. Видно, что вещь недорогая и удобная. Да, регресс, но совсем другого типа, чем в можайском районе.
А вот на уровне РАН. Когда делали «Белую книгу», моим любимым графиком было падение производства валенок и резиновых сапог. По мне, это было лучшее свидетельство антинародного характера рыночной реформы. Но Глазьев встал на дыбы – прогрессивная общественность будет смеяться над такой книгой. Вот, мол, идиоты, о чем жалеют – о валенках. Так и не дал вставить, на принцип дело пошло.