|
От
|
Дм. Ниткин
|
|
К
|
Фриц
|
|
Дата
|
14.02.2005 15:35:21
|
|
Рубрики
|
Теоремы, доктрины;
|
|
Re: Уроки Чернышевского.
>Да, одна из противоположностей победит. Пролетариат победит
>буржуазию, Бог победит своего противника. Тогда и произойдёт
>переход количества в качество, необратимое отрицание отрицания.
>И прежней системы больше не будет. Не будет капитализма в первом
>случае, не будет больше этого мира - во втором. Но пока мир
>(капитализм) существует, единство и борьба противоположностей лежит в его
основе.
>
>>За этим я вижу именно манихейскую картину мира, а не Космос.
> Я не знаю этой ереси, не могу квалифицированно ответить.
А жаль. Постарайтесь восполнить этот пробел в своем образовании.
Дело в том, что Ваши утверждения как раз и смахивают на манихейскую ересь.
Или, по крайней мере, на прудонизм.
Ересь заключается примерно в следующем.
В любом явлении есть две стороны: "плохая" и "хорошая", ведущие непримиримую
борьбу друг с другом. Эта дуальность ведет свое начало от дуальности высших
сил: светлых и темных, Бога и дьявола. Они тоже ведут борьбу между собой,
причем борются на равных. Люди, обладающие свободой воли, вправе выбирать,
на чьей стороне им находиться.
Впрочем, это еще не манихейство. Это зороастризм. А манихейство начинается
тогда, когда материальный мир, лежащий во зле, объявляется делом рук
дьявола, а его уничтожение - богоугодным делом. Отсюда ведут свое начало
богомильская и катарская ереси.
Примерно так.
Материалистическая диалектика под результатом боьбы противоположностей
понимает все же не победу одной стороны над другой, а их синтез, и
одновременно гибель. Например, пролетариат (по Марксу) не просто побеждает
буржуазию в коммунистической революции и уничтожает ее как класс - он тем
самым уничтожает и себя как класс. Используя при этом созданые буржуазией
производительные силы (синтез).
Но упреки в манихействе в адрес марксизма имеют под собой определеную почву.
Например, Маркс абсолютизировал классовую борьбу, приписывая пролетариату
прямо-таки мессианскую роль в этой борьбе. В реальности же и пролетариат, и
буржуазия в ходе борьбы меняются настолько, что просто перестают отвечать
своим изначальным описаниям. И на место изначальной (и изначально
упрощенной) дуальной классовой картины приходит современная, гораздо более
сложная, уже с новыми противоречиями.