|
От
|
Yu P
|
|
К
|
Фриц
|
|
Дата
|
13.01.2005 14:13:08
|
|
Рубрики
|
Теоремы, доктрины;
|
|
Re: Суть ленинизма.
>Ещё в советские времена нам говорили, что вклад Ленина в марксизм (кроме теории империализма, "Материализма и эмпириокритицизама", признаков революционной ситуации и т. д.) в том, что он обосновал возможность революции в одной, не самой развитой стране, которая "слабое звено в цепи".
Говорили, правильно. (Это же самое можно прочитать и без запятой).
>Я это понимаю так: Ленин понял, что докапиталистические силы могут быть союзником посткапиталистических в борьбе против капитализма.
(В одной стране).
>В частности, крестьяне, класс по сути реакционный, могут стать мощным союзником малочисленных социалистических сил. Да, крестьяне не могут победить. Нет такого устройства общества, где бы крестьяне правили. Но пролетариат - может победить. И в стране такой, как Россия, этот союз перспективен: крестьяне дадут силу слабому пролетариату; пролетариат даст перспективы бесперспективным крестьянам.
Такое узкое понимание относится к дореволюционному Ленину. К тактике захвата власти. После: мирное сосуществование с капитализмом - вне. А НЭП по существу есть мирное существование (хоть и не равноправное) - внутри страны. Можно, конечно, всё это свести к тактике, но если слова "всерьёз и надолго" относятся к НЭПу, то можно говорить и о стратегии и о принципе (!).
>Но что же это будет за общество, в случае победы такого союза серпа и молота? Это может быть только диктатура, диктатура молота, сил социализма. А что дальше - навсегда, что-ли диктатура? Нет, под прикрытием такой диктатуры необходимо провести индустриализацию, альтернативную капиталистической индустриализации.
После слов "под прикрытием" позиция учёного заменяется позицией политика. Хотя оправдание последующей диктатуры можно, хотя и с натяжкой, уловить.
>А следующий этап, после индустриализации - переход к социализму. Фактически, ещё одна революция.
Вывод о новой Революции следует только из рафинированного марксизма.
>Сверху, силами диктатуры пролетариата. Ленин, правда, допускал, что диктатура перейдёт к демократии трудящихся не скачком, а постепенно, путём ослабления.
Ленин ушёл из жизни (скорей всего, не без последствий ранения в 18) в период НЭПа, мало что успев сделать. Согласно завещанию о кооперации, в экономике должен бы возникнуть собственник - носитель, зашитник, опора социалистической экономики и образы жизни по отношению к частнику. В этих условиях диктатура становилась не обязательной. Это был бы совершенно новый тип государства. По существу, это и была задача марксистов, с которой они не справились.
>В общем, Ленинизм - никакое не "преодоление" марксизма, а вполне марксистская концепция для стран определённого типа, таких, где имеются большие докапиталистические силы.
Согласен, если "вывести за скобки" саиого Ленина.
Маленький штрих: в личном миропонимании (поскольку в жизнь, практику это не вошло, оставшись, однако, в "Философских тетрадях" и учебниках) в системе гегелевских законов Ленин сместил акценты с закона "отрицания отрицания", провоцирующего смертельную войну между противоположностями, на закон о "единстве...", согласно которому у ВСЕХ политических (не экономических) рекомендаций (а фактически, "обязаловок") марксизма можно "поменять знак" на противоположный. И это притом, что уже почти полтораста лет в философию вошло понятие эгоист-альтруист, без учёта которого любое деление общества с точки зрения науки становится профанацией.
Здесь иронизировали над "преодоленцами". Слово "преодолеть" вполне строгое научное и по большому не унижающее слово. Это беда общая.