|
От
|
Баювар
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
09.01.2005 14:11:23
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР;
|
|
Re: Интересная статья
>короче, ругайте:
>КамАЗ как великий символ «застоя»
>П. В. Куракин,
>Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН
>«Сила науки в том, что можно найти способ рассуждений, при котором закон становится очевидным».
>Р. Фейнман.
>Я же попытаюсь нарисовать такую картину, чтобы стало понятно, что численные оценки «эффективности» сами по себе не нужны вовсе,
Правильно! Никто не сравнит кило колбасы по случаю с очередью с полкило ее же, но в точности такой и когда надо, причем без очереди. Две буханки черного хлеба отнюдь не в 2 раза лучше одной.
>Вместо знания массы цифр куда важнее качественно понять: где находился СССР в целом на воображаемом «графике» мирового развития, и как он двигался по этому графику по сравнению с другими странами и народами.
В полном ничтожестве к концу 80-х. Двигался в перестройку (факт), или еще какую другую задницу (possible pasts).
>В 1969 году ЦК КПСС принял постановление о строительстве в городе Набережные Челны нового автомобильного завода. Город Набережные Челны населяло тогда 27 тыс. человек. А в 1976 году Камский автомобильный завод уже выпустил первую очередь «КамАЗ»’ов.
Что за вопрос -- для вояк он делался. Слава богу, хватило ума осознать необходимость создания общегражданского массового грузовика с военными модификациями. Так бы и с микроэлекроникой, и, блин, страной в целом!
>Теперь вспомним, что к этому моменту Камский завод работал уже 10 лет, причем систематически перевыполняя государственный план. А машин все не хватало! О чем это говорит?
Да о чем попало! Воякам нужно. Перевозки от оптимальных далеки. Запчасть (маленькую) ждем, а машина (большая) стоит. А как с незавершенным строительством, объемы коего бурно росли к концу 80-х как раз?
>Оно было именно неравномерным, потому что мы в это время жаловались на нехватку джинсов и кроссовок «Адидас» в магазинах. Но, очевидно, рано или поздно все это появилось бы, как только были бы построены новые заводы легкой промышленности.
Новогодний подарок -- термин "эсеровщина". Раньше называл это интеллигентским крестьянствованием.
Дык вот: вам, эсерам, заводов мало? Ясный же пень: чтобы делать адидасы нужно делать адидасы. Можно на старых заводах (да!) -- хорошо, нет -- строим новые, просим чужих дядей и еще варианты. А эсер тут же хвать лопату (не сам, кстати) -- и давай котлованы копать! Крестьянский здравый смысл, начало с фундамента. На самом деле иначе и сложнее.
>Но чтобы построить эти заводы, строителям нужен был грузовик. Как нужен был грузовик и крестьянам, чтобы они до отвала накормили будущих лекальщиц и закройщиков будущих русских «Ливайз»’ов.
Скотоводство. Чтобы вол работал, его нужно кормить, крестьянская истина. На самом деле иначе и сложнее.
>А жители Набережных Челнов, судя по их городскому сайту, недоумевают – за что это им так досталось, почему их город переименовали в Брежнев. Сейчас остается только догадываться, какова была личная роль генсека в проекте «КамАЗ», но это и неважно. Как ни крути, одно из двух: либо Леонид Ильич гениальный организатор, либо советская система была настолько совершенна, что делала такие вещи сама по себе. В любом случае, КамАЗ – символ именно брежневской эпохи.
Я, кстати, не понял что за вопрос, чему радоваться? Почему нельзя было типа воскресить Берию и послать в родную Грузию раздать звиздюлей творцам "Колхиды"? Или, как указывалось -- наращивать мощности МАЗа?
>Хотелось бы бегло пройтись еще по нескольким крутым задачкам, походя, без видимых усилий решенным советской экономикой при «застое».
Ага, давайте по микроэлектронике в целом и видаку ВМ-12 в частности. К которому, кстати, кассет не было совсем, если легально.
>Мое поколение помнит «сделку века» - «газ - трубы». Бойкот США был тогда у всех на устах.
А я еще помню кассеты МК-60, и как по 9 рублей продавались те, что по доллару. Сделку "газ-кассеты" я бы запомнил, меломан.
>Вернемся к неравномерности. Все дело в ней. Согласитесь, довольно странно получается: «простой» грузовик и космоплан будущего на одной чаше весов. Как-то не вяжется. Ничего не могу поделать: именно таковы мы и были.
В ней, родной. Пока котлованы копать -- все зашибись, даже с радиолампами справлялись неплохо. А с микропроцессорами беда, сопровождаемая мильонными тиражами заведомо ненужных устаревших микросхем. Их до сих пор на золото перемывают.
>В период индустриализации 30-х годов мы преодолели разрыв в неком ключевом наборе технологий. Где-то даже вырвались вперед за рекордные сроки – например, в мощных промышленных прессах. Мы первыми в мире стали выпускать синтетический каучук.
Брехня. Даже табличку в Политехническом исправили так, что понимай как знаешь: "впервые" вместо "впервые в мире".
>Вот и все, говорить больше не о чем. Советская (плановая, застойная, брежневская) экономика была самым быстрым, эффективным и щадящим для людей способом преодоления технологического отставания России от Запада.
Отставание шло по нарастающей. Я позавчера из Москвы, водил племянника в Политехнический музей. Сходите сами, если Вам недалеко. Даже внешне видно: электроника 60-х выглядит прилично, а поделки 80-х полное уродство и ничтожество.
В небе незнакомая звезда...