От Фриц Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 28.12.2004 18:31:05 Найти в дереве
Рубрики Хозяйство; Теоремы, доктрины; Версия для печати

А почему Дмитрий? А на меня, значит, обиделись?

>Прилагать это абстрактное описание к конкретным историческим формам нельзя.
Так давайте из реальности исходить. Что нам талмуд какой-то?
Пусть на неком острове Улётия рабовладельческий строй. Рабы всё необходимое делают, только вино сделать не могут. Ну, рабовладельцы вот что придумали: стали хлопок выращивать на продажу. Продадут хлопок, и вино покупают. Обычное вино, массовое. Улётия маленькая, на мировые цены повлиять не может. Мировые цены определяются затратами, необходимыми на производство дополнительного хлопка и вина. Вот, на рынке много хлопка, из разных стран. Весь он имеет стоимость, по ней и обменивается. А хлопок из Улётии стоимости не имеет?
Я думаю, когда хлопок на рынке, он имеет точно такую же стоимость, как всякий другой. По тем же правилам продаётся. Тот хлопок, что внутри Улётии потребляется - у него стоимости нет. Потому что там обмена нет, сплошное натуральное хозяйство. А точно такой же хлопок, который продают вовне - стоимость имеет. Как так, откуда она взялась?
Я сказал вчера, что стоимость скрыта в товаре, а проявляется при систематическом обмене. Алекс сказал, что она появляется при систематическом обмене. Думаю, это что в лоб, что по лбу - вопрос терминологии. Да, без систематического обмена о меновой стоимости говорить бесполезно. Есть она, нет её - чистая схоластика. В общем, готов согласиться с Алексом.
Итак, если рабовладелец выходит на капиталистический рынок, его товар, произведённый рабами, ничем не отличается от аналогичного товара капиталистов.
Идём дальше. Допустим, сто лет назад Улётия ещё не торговала с внешним миром. Но была систематическая торговля внутри Улётии. Допустим, на севере острова в хозяйстве Ула хорошо росла пшеница. А на юге, в хозяйстве Ёта - оливы. Они стали менять зерно на оливковое масло. Но по какому курсу менять? Ул говорит: "Давай за корзину зерна две крынки масла". Ёт ему возражает: "Даже у меня, на юге, раб может произвести вместо двухсот крынок масла сто корзин зерна. Зачем мне и меняться по такому курсу? А у тебя, я знаю, сто корзин вырастить так же легко, как 50 крынок. Так что я предлагаю одну крынку за две корзины. И давай уж по справедливости обменяем - крынка за корзину".
В общем, есть стоимость. Внутри системы нет, а на внешнем рынке - есть.
Это мы не рассматривали земельную ренту. А я и её могу присобачить - каждый, кто читал мою политэкономию социализма, это знает.

>2.Суть этой нелепости в том, что «производство в отличие от распределения и т.д. изображается как заключенное в рамки независимых от истории вечных законов природы», «тогда как историю ссылают в сферу распределения». «Обмен выступает независимым и индифферентным по отношению к производству только в последней стадии, когда продукт обменивается непосредственно для потребления» (с. 35).
Вот именно. Внутри рабовладельческой системы стоимости нет. Но когда продукт обменивается на внешнем рынке - она проявляется (или появляется, не принципиально).

>«Производство, распределение, обмен и потребление… образуют собой части единого целого, различия внутри единства. Производство господствует как над самим собой, если его брать в противопоставлении к другим моментам, так и над этими другими моментами… Определенное производство обусловливает, таким образом, определенное потребление, определенной распределение, определенный обмен и определенные отношения этих различных моментов друг к другу» (с. 36).
Они внутри системы части целого. Думаю, понятно, что части разных систем не есть, вообще говоря, части целого. Да, внутри системы нету. А между системами - там есть. Там другие отношения, там обмен. Конечно, если отношения между системами не обмен, а грабёж, то стоимости снова нет.

>3. Что же такое раб по Марксу? Это «непосредственноое орудие производства»: «В условиях рабства работник принадлежит отдельному особому собственнику, являясь его рабочей машиной. Как совокупность проявлений силы, как рабочая сила, он является вещью, принадлежащей другому, и поэтому он относится к особому проявлению своей силы, т.е. к своей живой трудовой деятельности, не как субъект» (с. 553-454).
Разумеется, раб не субъект.

>Труд раба, не вступающий в процесс обмена с капиталом, является непроизводительным – он не производит стоимости.
Конечно, если не вступать в обмен - стоимости не будет.

>Рабовладелец может, продав продукт, получить доход, но не самовозрастающую стоимость (капитал).
Капитал у капиталиста. Рабовладение - совершенно другая система.

>Отношение, приводящее к возрастанию стоимости, «невозможно также и в том случае, если живая рабочая сила сама является собственностью другой стороны, т.е. не является обменивающейся стороной. (Этому не противоречит то, что в рамках буржуазной системы производства возможно в отдельных пунктах рабство…)»
Да, капиталистическая эксплуатация, через возрастание капитала благодаря присвоению прибавочной стоимости - это свойство капиталистического способа производства. При рабовладении система эксплуатации другая.

>Труд раба, производящий потребительную стоимость (меняющий форму вещи), «безразличен для стоимости; стоимость осталась тождественной самой себе и лишь приняла иной вещественный способ существования» (с. 267). Продажа такого продукта на рынке есть простое обращение, которое не может увеличить меновые стоимости.
Продажа на рынке, конечно, стоимости не увеличивает.

>4. К трактовке рабского труда Маркс подходит и с другой стороны – помещая раба в категорию «природных агентов»: «Работник и в форме раба, и в форме крепостного, ставится в качестве неорганического условия производства в один ряд с прочими существами природы, рядом со скотом, или является придатком к земле» (с. 478). В другом месте: «При рабстве, при крепостной зависимости и т.д. сам работник выступает как одно из природных условий производства» (с. 485). Но о роли природных агентов он в ряде мест пишет следующее: «Так как эти природные агенты ничего не стоят, они входят в процесс труда, не входя в процесс образования стоимости» (Маркс К. Экономическая рукопись 1861-1863 годов, т. 47, c. 553).
Есть теория земельной ренты. Так что некоторые природные агенты в стоимость входят.

>5. Отдельная, но важная часть темы состоит в том, что для возрастания стоимости необходимо, чтобы работник сам вышел в сферу распределения в качестве покупателя, собственника меновых стоимостей (заработной платы).
Ещё раз: капитал - самовозрастающая стоимость - является таковым при капиталистической системе производства. При рабовладении капитализма нет - капитал не возрастает, да и понятие "капитал" неадекватно.

>Нет возможности выбрать все места, где Маркс объясняет, почему рабский труд не производить стоимости. Таких мест много, и печатать все эти выдержки некогда.
Да и есть ли необходимость?