От Дмитрий Кропотов Ответить на сообщение
К Дм. Ниткин Ответить по почте
Дата 24.12.2004 16:40:30 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Крестьянская община

Привет!
>- это отрицание мелкобуржуазного характера крестьянства и частнособственнического характера крестьянского хозяйства.
действительно имеет весьма отдаленное отношение к первобытной коммуне.
У Ю.Семенова есть специальная работа "Первобытная коммуна и соседская крестьянская община",
https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Dim/Semenov_YU.Pervobytnaya_kommuna_i_sosedskaya_krest_yanskaya_obschina.zip

описывающая генезис общины и ее отличия от первобытной коммуны.

"Многие авторы если не отождествляли, то во всяком случае сближали «семейную общину» и первобытную коммуну как общественные образования, основанные на коллективной, общей, совместной собственности, и противопоставляли их формам, базирующимся на част¬ной собственности83. Однако как данное сближение, так и противопоставление не выдерживают критики.
При всем внешнем сходстве между первобытной ком¬муной и «семейной общиной» существует коренное, прин¬ципиальное различие: первая является самостоятельным социальным организмом, самостоятельным обществом, а вторая — всего лишь хозяйственной ячейкой, являю¬щейся частью хозяйственного организма, в свою очередь входящего в большой социальный организм. Коллективная собственность в первобытной коммуне есть общественная собственность в точном смысле слова. Отношения коллек¬тивной собственности в первобытной коммуне есть со¬циально-экономические отношения, т. е. такие экономи¬ческие отношения, которые образуют базис социального организма, основу общества.
Совершенно иное дело — отношения коллективной собственности в «семейной общине». Это отношения не в социальном организме в целом, а лишь внутри не¬большой его ячейки. Они не образуют базиса социального организма, фундамента общества. Коллективной эта собственность является по отношению лишь к «семейной
83 М. О. Косвен. Указ. соч. 44

общине», но не к социальному организму. Поэтому она ни в коей мере не является общественной собственностью. По отношению к социальному организму собственность «семейной общины» является собственностью не коллек¬тивной, не общей, а обособленной и в этом смысле част¬ной. И обособленной она является ничуть не в меньшей мере, чем собственность одного лица.
«Семейная община», как и любое крестьянское дворо-хозяйство, не представляет собой пережитка первобытно¬общинного строя. Крестьянский двор вообще, «семейная община» в частности, возникли только в процессе пере¬хода к классовому обществу и представляют собой явле¬ния, характерные только для него. Специфичными для крестьянского, а не первобытного общества являются и теснейшим образом связанные с «семейными общинами»
«патронимии» 84.
Как видно из всего сказанного выше, говоря о кресть¬янстве, мы прежде всего имеем в виду такое, которое либо совсем не связано с рынком, либо связано с ним сравнительно слабо. Его принято именовать традицион¬ным или патриархальным крестьянством. Последним тер¬мином часто пользовался В. И. Ленин85.
Огромные изменения претерпевает крестьянство, когда оно втягивается в капиталистический рынок. Когда крестьянские хозяйства окончательно становятся, наряду с капиталистическими предприятиями, элемен¬тами капиталистического хозяйственного организма, они перестают быть крестьянскими. Крестьянское хозяйство превращается в мелкобуржуазное, а крестьянин стано¬вится мелким буржуа86. Мелкобуржуазный уклад пред¬ставляет собой очень своеобразное явление. Он не имеет собственного хозяйственного организма. Специфические для него хозяйственные ячейки погружены в капиталис¬тический хозяйственный организм. В силу этого данный общественно-экономический уклад никогда не может стать господствующим, никогда не может определять тип социального организма. Он может существовать только в симбиозе с капиталистическим укладом, только в нед¬рах последнего как своеобразное дополнение к нему.
Превращение крестьянского двора в мелкобуржуаз¬ную хозяйственную ячейку сказывается на всей его структуре. В частности, мелкобуржуазное хозяйство все¬гда является единицей персональной, а не групповой обособленной собственности. С превращением крестья¬нина в мелкого буржуа главным стимулом для хозяйст¬вования становится не непосредственное обеспечение потребностей семьи, а извлечение максимального денеж¬ного дохода.
Мелких самостоятельных земледельцев, окончательно ставших мелкими буржуа, в зарубежной литературе при¬нято именовать фермерами. Этим термином будем поль¬зоваться и мы.
Крестьян докапиталистического общества отличает от фермеров принадлежность к иному укладу, который В. И. Ленин именовал патриархальным87. Мы будем на¬зывать его патриархальнонкрестъянским или крестьяноко-общинным. Втягивание крестьян в капиталистический рынок было процессом превращения крестьянско-общин-ного уклада в мелкобуржуазный. Этот процесс шел мед¬ленно ж постепенно. Поэтому между патриархально-крестьянским и мелкобуржуазным укладом, а соответст¬венно и между крестьянином и фермером существуют все стадии перехода."
"


Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru