От Vader Ответить на сообщение
К alex~1
Дата 28.10.2004 17:40:14 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Не существует человека отдельно, поэта отдельно

Отвечая Алексу, имею и других в виду (Георгий, Zhlob).

Друзья, я с вами не согласен.
Во-первых, вы путаете разные и важные вещи. Можно быть бандитом, сластолюбцем, картежником, кутилой, наркоманом и пидарасом, но при этом гореть душевно, жить навзрыд, и, вплоть до того, что сгореть физически (буквально, как правило). Но "перевоплощаться, даже для себя. На время. Потом, к обеду, возвращаться обратно" и быть Поэтом (с большой буквы) - нельзя.

Я себе так и представляю строчку из школьного учебника: "Великий русский Поэт - Галич. Не смотря на то, что он только притворялся поэтом, лицемерил, угодничал, не переживал, не рождал идей, а чутко улавливал колебания коньюнктуры в духе "Чего изволите?", не смотря на то, что он всего лишь имитировал духовный накал, все же его произведения полны искренности, чувства, душевной энергии; они зовут нас к честности, самопожертвованию, высоким человеческим чувствам... Не выдержав приступа душевного накала, трагически погиб на антисоветском радио "Свобода", предательски сраженный неисправным электрочайником".

Во-вторых, вы встали на порочный, по моему глубокому убеждению, путь оправдания фальши. Как там: несомненная польза "перестройки и реформ" в том, что они показали, что поэт отдельно, человек отдельно? Вы занимаетесь тем, что легитимизируете это позорное явление, даже возводите его в норму. Вот-вот, поставить его в причинную связь с "перестройкой и реформами" - как нельзя лучше: если уж пошла деградация - гулять так гулять!

Если это норма, в чем тогда вообще смысл поэзии? В чередовании ударений и рифмованных окончаниях? Как будто весь смысл художественной вышивки - в технике глади или креста! Смысл поэзии, на мой взгляд, именно в человеке, в творце и заключен. Иначе мы приходим к модной схеме: зачем нам Галич? Поэзия - отдельно, Галич - отдельно.

"Я - робот музыкальный МУ-043. Для приведения в действие опустите в приемник две монеты достоинством в один рубль или одну монету достоинством в два рубля...

Проверка произведена...
Коробушка полным полна...
Прочищен слух, проверен вкус...
Три, два, один - готовность - пуск!

Я... я... я... я...
Я музыкальный автомат, лауреат и дипломант,
Пою в кредит согласно таксе по рублю.
Пою, как славно быть вдвоем, как хорошо весенним днем,
Как я цветы, мечты и Родину люблю...

Робот музыкальный МУ-043!
Он на фестивале получил гран-при!
Текст универсальный, музыка бодрит,
Стереоэффект за два рубля:
Здесь - фа-фа-фа, там - ля-ля-ля!

Робот музыкальный МУ-043!
Сделан капитально - с пробками внутри.
Если заиграет что-нибудь не так,
То предохронитель сразу "Швак-швак-швак-швак-швак!",
Чтоб от программы ни на шаг-шаг-шаг-шаг-шаг!

Я... я... я... я...
Я музыкальный автомат, мой голос в триста киловатт!
Поет любви, труду и молодости гимн!
Ах, как прекрасен белый свет, одна беда братишки нет,
И плюс к тому, танцует девушка с другим!

..." (Иваси)

---

У меня возникает такое ощущение, что поэзия - и вообще всякая словесность - переживает в своем развитии некие стадии сходные с промышленными. Сначала мастера, для которых поэзия равно жизнь, и для которых эти понятия неразделимы. Глубокие индивидуальности и работы их четко индивидуальны. Потом цеховики - советские писатели, диссиденты, барды, русско-рокеры-80-тники - личность еще маячит, но главное, уже, принадлежность к цеху. И, наконец, стадия массового производства: безличностные, одноразовые произведения, конвейерное производство, фабрики звезд и прочий расходный ширпотреб.
Сознание инеллигентов не поспевает за прогрессом. Алекс с Георгием застряли где-то в прошлой эпохе. Ну, что же вы? Сделайте еще один шаг и завершите логическую цепочку: поэзии вообще не нужен автор. Как там: "Если ты попал на ТиВи..."?

>>Разве поэзия может существовать в отрыве от личности?

>Может.

Судя по лаконичности ответа, Вы либо не хотите развивать эту мысль, либо считаете ее банальной и не заслуживающей внимания.
Ну, как Вам будет угодно. Хотя, как Вы себе это представляете было бы интересно узнать.

>> Разве существование человека отдельно, а поэта отдельно, возможно? По-моему, нет.

>А по-моему, да.

>> Поэзия глубоко личностное явление. А Вы, Алекс, намекаете, что Галич, прошу прощения, говно, а не человек, но зато "Поэт" (с большой буквы!).

>Почему же говно? Обычный интеллигент.

>>Вы не путаете ремесленика с Поэтом? Или свои условные приобретенные рефлексы (Вы были юны, все было хорошо и играл Галич) с поэтическим дарованием?

>Не думаю (что путаю). Тут, честно говоря, трудно что-то напутать.

Очень даже не трудно. Скажем, ребенок сидит в компании взрослых, за торжественным ужином, и смотрит как его родители и их друзья - прекрасные, молодые и честные люди - поют проникновенно песню Окуджавы "Нам всем нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим...", которая была фоном их совместных испытаний, за то и любима. Ребенок любит этих людей, их лица, то как они одеты, а вместе с тем то, что они говорили или пели. Такое встречается сплошь и рядом: влюбляются в обстановку, которой песня сопутствовала, а затем любовь переносят на произведение (за условный рефлекс).

>>Я вот, зная, что автор - человек низкий и недостойный, ну никак не могу заставить себя чувствовать его произведение.

>Во-первых, я не сказал, что Галич - конкретно - человек низкий.

Ну, так я говорю.

Что же касается до произведений Галича. Я не филолог и не могу критиковать работы с профессиональной точки зрения. Однако, мне сильно кажется, что профессионалу здесь сильно есть где развернуться с критикой. Что же касается до моего личного восприятия того, что Вы положили здесь - а я не поклонник Галича, - то я от этих стихов не в восторге. Что там? Заезженные-заимствованные идеи, пересказ пошлых баек и хохм (Алекс, почему бы Вам не переложить в стихах и не спеть под гитару Ваш анекдот про Екатерину? Если хотите, я могу Вам подкинуть еще несколько подобных тем: Галич от зависти в гробу перевернется), порой плохоскрываемое чванство. Не знаю... Впрочем, это мое мнение. К тому же, еще усиленное моим недоброжелательным отношением к поэту лично и к поэтам этого склада как к группе. Поэтическое произведение, вроде бы ничего и не говорит прямо, но вызывает цепочки ассоциаций, воспоминаний, основанных на мировосприятии и субьективных переживаниях читающего. И какие тут ассоциации? Читаю про Любовь, а возникает Говномер. Ну, что поделать, такая ассоциация: Галич = Говномер...

Но если Вам нравится - это, конечно, Ваше дело.

>Во-вторых, поэт и его поэзия для меня - вещи абсолютно разные. Мне наплевать, что Вийон был бандит и личность малодостойная. Мне наплевать на закидоны Пушкина. Возьмите, например, и прочитайте воспоминание Твена о Брет Гарте. Да что там далеко ходить - возьмите Рязанова. Который Эльдар. :) Вы не слышали, как он рассказывал, как задумывал и снимал "Жестокий романс"?

Про "Жестокий романс" не читал. По поводу Рязанова я склонен думать так: был Рязанов замечательным художником, ну, может, чуть-чуть с гнильцой, однако прятал ее умело от всех, в том числе и от себя, и никто даже подозревать не смел. Вот и творил замечательные картины. А потом его вынесли с мороза на жару и он сгнил. Стал тем, кто он сейчас есть. И творить перестал. Где теперь великий Рязанов? Ау?! Нету. У него ведь никто сейчас свободу не отбирает, никто работать не мешает. А душу вложить не может. Продал-с. Гоголевский "Портрет" в чистом виде.

>> Я ловлю себя на мысли, что, ведь, этот же человек лжет. Лжет - качественно, красиво и вдохновенно, но лжет, а не переживает. Одного подозрения в том, что ты имитатор, а не поэт, уже достаточно поэту для творческой смерти, для презрения и забвения.

>Да не лгал Галич, а перевоплощался, даже для себя. На время. Потом, к обеду, возвращался обратно. :)
>Вам не понравился анекдот про актера?

Нет, почему же, анекдот как раз очень в тему. Удачно приведен. Он даже навел меня на такую вот мысль: как Императрица думала, что имеет дело с настоящим Македонским, используя fake, так и наша интеллигенция (в том числе и Вы Алекс) думали, что имеете дело с Поэтом (с большой буквы). Он сделал с вами, буквально, то же самое, что актер с Императрицей - при этом будучи "полным импотентом с рождения" - а вы вынесли это на всеобщее обозрение и, как будто бы, этим гордитесь. Не понимаю.

P.S.
>У актеров, певцов, исполнителей... Совершенно необходимая вещь.
>Да и зрители - переживают-то переживают, но на сцену не бегут спасать любимых персонажей.

Георгий, помимо всего прочего, Вы путаете автора с исполнителем. Смею утверждать, что искушенный слушатель сразу отличит подделку от авторского вдохновения и скажет: "Технарь! Ремесленик!"