|
От
|
Дм. Ниткин
|
|
К
|
miron
|
|
Дата
|
27.09.2004 10:30:15
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Замечание
>Общинные порядки сохранились в российской деревне.
Сохранились - с каких времен и от каких порядков?
Точка зрения Маркса, что русская крестьянская община идентична древнегерманской родовой - явно ошибочна. Родовая община на Руси благополучно прекратила свое существование много веков назад.
>Это деревенское стадо, где либо пастух «нанимается» (вся деревня кормит его по очереди), либо хозяйства по очереди выделяют пастуха.
Еще важнее: пастбища и сенокосы в общинной собственности (и общий труд на сенокосе).
>Это может быть деревенский колодец, копаемый всем "миром" или традиция "помочи" (помощи) при разовых работах, требующих большого количества народа и соответственно трудозатрат, например, постановка избы, когда "виновник" готовил только угощение - выпивку.
Практически не отслеживалось этнографами. А там, где такой обычай действительно имел место - хозяин тратился на угощение едва ли не больше, чем стоила вся работа.
>Определённые условия проживания неизбежно влекут появление определённых порядков в общинах. Так, общинные переделы земли в России были вызваны природно-климатическими условиями, когда уровень осадков и тепла по годам пульсирует до 30% (в Европах - не более 10%), а экстремальные годы (раз в 5-10 лет) до 50%. Увлажненность пашни зависит от рельефа и геологической структуры подстилающих слоев. Поэтому размещение всего надела крестьянина в одном "куске" чревато голодной смертью.
Крестьянский надел никогда не составлял один кусок (отруб), а делился на рабросанные по общинным угодьям мелкие участки-полоски. Такой разброс сам по себе обеспечивал выравнивание условий и снижение рисков земледелия - за счет потерь земли на межевание и потерь времени на переход от полоски к полоске при обработке. Переделы же производились в связи с изменением состава семей общинников. Много было и беспередельных общин.
- Дополнение - Дм. Ниткин 27.09.2004 11:25:07 (45, 2336 b)