От Дм. Ниткин
К miron
Дата 27.09.2004 10:30:15
Рубрики Прочее;

Замечание

>Общинные порядки сохранились в российской деревне.

Сохранились - с каких времен и от каких порядков?

Точка зрения Маркса, что русская крестьянская община идентична древнегерманской родовой - явно ошибочна. Родовая община на Руси благополучно прекратила свое существование много веков назад.

>Это деревенское стадо, где либо пастух «нанимается» (вся деревня кормит его по очереди), либо хозяйства по очереди выделяют пастуха.

Еще важнее: пастбища и сенокосы в общинной собственности (и общий труд на сенокосе).

>Это может быть деревенский колодец, копаемый всем "миром" или традиция "помочи" (помощи) при разовых работах, требующих большого количества народа и соответственно трудозатрат, например, постановка избы, когда "виновник" готовил только угощение - выпивку.

Практически не отслеживалось этнографами. А там, где такой обычай действительно имел место - хозяин тратился на угощение едва ли не больше, чем стоила вся работа.

>Определённые условия проживания неизбежно влекут появление определённых порядков в общинах. Так, общинные переделы земли в России были вызваны природно-климатическими условиями, когда уровень осадков и тепла по годам пульсирует до 30% (в Европах - не более 10%), а экстремальные годы (раз в 5-10 лет) до 50%. Увлажненность пашни зависит от рельефа и геологической структуры подстилающих слоев. Поэтому размещение всего надела крестьянина в одном "куске" чревато голодной смертью.

Крестьянский надел никогда не составлял один кусок (отруб), а делился на рабросанные по общинным угодьям мелкие участки-полоски. Такой разброс сам по себе обеспечивал выравнивание условий и снижение рисков земледелия - за счет потерь земли на межевание и потерь времени на переход от полоски к полоске при обработке. Переделы же производились в связи с изменением состава семей общинников. Много было и беспередельных общин.

От Дм. Ниткин
К Дм. Ниткин (27.09.2004 10:30:15)
Дата 27.09.2004 11:25:07

Дополнение

А.Горянин:

"На деле же, как естественная форма народной самоорганизации для совместной борьбы с природой, община в России сошла на нет еще до появления самого слова "Россия". Наш блестящий этнограф дореволюционной школы академик Д.Зеленин посвятил уцелевшим формам коллективного, общинного поведения крестьян раздел "Общественная жизнь" в своем капитальном труде "Восточнославянская этнография". В предисловии он подчеркивает, что его труд писался в начале 20-х гг. на материалах "второй половины XIX- начала XXв". И уже тогда эти формы были этнографическим эхом.


Самое ценное в общине, старинная "толока" или "помочь" (т.е. коллективная работа односельчан для выполнения трудной или спешной общей задачи) сохранилась, пишет Зеленин, лишь в форме таких отзвуков, как опахивание деревни при болезнях скота или постройка за один день "обыденного храма" во время моровых язв. "Лишь кое-где у белорусов" сохранилась бесплатная работа соседей в пользу погорельца или немощного. "Нынешние" же (для нас - вековой давности) случаи коллективной работы он описывает так: "Ее устраивают только люди зажиточные, пользующиеся влиянием в обществе. Обычно на толоке людей прельщает обильное угощение, которого у бедняков не бывает. К этому прибавляется и стремление оказать услугу влиятельному человеку. Нередко толока обходится хозяину дороже, нежели найм рабочих". Иногда "работающих привлекает не только угощение, но также и взаимные обязательства, связанные с такими услугами" (т.е. порождая обязательства, каждый вправе рассчитывать на "отработку" в разных формах), и "в обоих случаях работа, в которой участвуют ради более или менее богатого угощения с вином, завершается праздничным пирогом и танцами" [1]. Картина, что и говорить, мила воображению, но где тут та община, в которую объединяются ради выживания перед лицом безжалостной природы?


Можно, конечно, объявить приметами такой общины любые этнографические детали быта, порожденные тем, что односельчане имеют общие интересы, должны как-то общаться и взаимодействовать, улаживать споры. Можно объявить ими каждое проявление милосердия к сиротам и вдовам, любые посиделки, где работа совмещена с разговорами и забавами, все развлечения сельской молодежи и т.д. - но такое есть везде в мире, где сельская жизнь еще сохраняется, а говорить об общине оснований давно уже нет."

От Игорь
К Дм. Ниткин (27.09.2004 11:25:07)
Дата 27.09.2004 15:14:44

У Вас какое-то странное представление о коллективном труде

Конечно,такие точно формы коллективного труда, которые были в ходу сотни лет назад вряд ли могли сохранится, но откуда следует что и вообще всякие формы солидарных коллективистских связей должны непременно отмирать, к чему Вы со всей очевидностью клоните?

Конкретно Вы тут пишите, что де помощь погорельцу сохранилась сто лет назад в Белоруссии и то очагами. Однако в той самой деревне под Москвой, где у меня дом, я от стариков слышал, что погорельцам собирали деньги не только с нашей деревни, но и с соседних еще до войны.
Насчет коллективных работ. Когда 7 лет назад в нашей деревне прокладывали газ, рыть траншеи для труб совершенно бесплатно на окраине деревни ходило много местных мужиков. Я, представьте себе, тоже ходил. И мне Ваши потуги доказать, что де подобные формы являются отмирающими, особенно в наше время, когда провести газ стоит очень дорого - кажутся просто смешными.

Последний пример из моей деревенской жизни этим летом. В старой деревенской библиотеке в кои-то веки ( все же близко от Москвы) власти решили провести ремонт, но выделили денег только на ремонт здания и больше ни на что. Возникла проблема - нужно куда-то перенести множество книг. Как Вы думаете, она была решена. - А на основе бесплатного коллективного труда. Нашелся человек, который предоставил под книги пустующую комнату, он бы не предоставил, предоставил бы я в своем строящемся доме. Нашлись люди, в том числе и подростки, которые все книжки вручную перенесли и сложили. Кто-то помог машиной, кто-то тачкой, кто-то веревками, чтобы связать книжки. Справились в пол-дня. Вот так-то г-н Ниткин.

От Дм. Ниткин
К Игорь (27.09.2004 15:14:44)
Дата 27.09.2004 17:08:53

А у Вас какая-то странная манера домысливать и абсолютизировать

>Конечно,такие точно формы коллективного труда, которые были в ходу сотни лет назад вряд ли могли сохранится, но откуда следует что и вообще всякие формы солидарных коллективистских связей должны непременно отмирать, к чему Вы со всей очевидностью клоните?

Я обращаю внимание на зафиксированные факты. Приписать на этом основании мне, будто я считаю, что "вообще всякие формы солидарных коллективистских связей должны непременно отмирать" - это уже из разряда женской логики: "Ты всегда смотришь только на других женщин!"

Понятно, что у людей всегда есть и всегда будут самые разнообразные формы взаимопомощи и сотрудничества. Но одной из этих форм - общинному крестьянскому хозяйствованию - на мой взгляд, придается рядом исследователей несоразмерное значение в истории России. Да и сама эта форма давно уже приказала долго жить.

От miron
К Дм. Ниткин (27.09.2004 11:25:07)
Дата 27.09.2004 13:15:19

Спасибо, попробуем рассмотреть и Ваш взгляд на веши. (-)