"Что Россия ждет от Путина?" - размышляют эксперты "Трибуны" (включая СГКМ)
Источник: газета "Трибуна" N164 от 14.09.2004, стр. 4
Подготовил Дмитрий Севрюков
Что Россия ждет от Путина?
Эксперты "Трибуны" размышляют о том, по какому пути пойдет страна после трагедии в Беслане и других терактов
Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН:
- Россия ждет от президента того же, что общество обычно ждет от любой власти - силы. Должно прозвучать конкретное объяснение, как жить дальше. Должна быть разработана комплексная программа жестких мер, направленных на обеспечение безопасности граждан Российского государства. Причем исходить следует из того, что одним лишь усилением правоохранительных органов и спецслужб задачу успешного противостояния терроризму не решить. Одновременно необходимо усилить борьбу с коррупцией и прочими негативными проявлениями внутри силовых структур и других институтов действующей власти. Понятно, что это потребует значительных усилий и принятия волевых решений. Но другого пути у Владимира Путина попросту нет, поскольку косметических преобразований для отпора такому опасному врагу, как международный терроризм, явно недостаточно. Исходя из предыдущего опыта принятия решений в чрезвычайных ситуациях, я не уверена, что у президента получится справиться с вставшей перед ним сложной задачей. Во всяком случае, до сих пор ему не хватало последовательности и соблюдения комплексного подхода при решении поставленных стратегических задач. Но сейчас ситуация особая, да и президента после трагических событий в Беслане мы увидели другим.
Александр ПРОХАНОВ, писатель:
- Сегодня власть, испытав страшный, прямой удар ломом в лоб, должна завершить долгожданное объединение общества. Чтобы объединить народ, власть должна немедленно исправить все уродства нашего общества, обратившись к его не сгнившим, государственно ориентированным слоям. Кто они, эти государственники, на кого может опереться президент, послание которого выслушала окровавленная Россия? Офицерство, что ведет борьбу с врагами государства на видимых и невидимых фронтах. Директора, инженеры и рабочие оборонных заводов, создающие оружие обороны. Ученые, чьи научные школы немыслимы без поддержки государства. Представители всех ведущих конфессий, для которых Россия есть мистическая Евразия. Предприниматели, чей успех и благополучие связаны с процветанием России, а не с ее разграблением. Партии, готовые отказаться от своих идеологий ради идеологии сильного государства. Чиновники, чьи карманы не отяжелели от взяток и чья деятельность направлена на процветание российских городов и земель. Все они, призванные президентом в час русской беды, должны составить основу новой российской элиты, в которой нет места предателям, агентам врага, сребролюбцам и эгоистам.
Михаил ДЕЛЯГИН, доктор экономических наук, глава Института проблем глобализации:
- Большинство россиян адекватно оценивают ситуацию и понимают, что надеяться на сиюминутный разгром террористов не приходится. Но присутствует ожидание будущих успехов в борьбе с терроризмом. Залогом же этих успехов должна стать прежде всего декриминализация правоохранительных структур и наказание виновных в бесланской трагедии. Наверное, североосетинские силовики, которым выпало стать "стрелочниками", все-таки виноваты. Но по большому, счету эту трагедию прохлопали другие люди - с более высокими званиями и должностями. Это те должностные лица, которые долго вводили общество в заблуждение, настаивая на том, что кровавый июньский поход боевиков на Ингушетию -не что иное, как свидетельство эффективной работы силовых структур. В общем, после всего произошедшего, после памятной речи президента россиянам предстоит убедиться в степени его искренности. Думаю, что Россия будет ждать от Владимира Путина решительных действий до нового года. И если сдвигов не произойдет, то нынешний президент окажется в незавидном положении позднего Горбачева.
Гавриил ПОПОВ, президент Международного университета:
- Сильные лидеры умеют вовремя сменить курс, что, собственно, и делает их сильными. И это уже доказано историческими примерами. Россия в середине XIX века сдала Севастополь, затопила Черноморский флот и заключила позорный мир. Но страной правил великий царь - Александр Второй, который заявил, что тяжелый мир дает нам возможность провести реформы, и их потери перекроют потери по этому договору. Или взять Францию в XX веке. Когда французский народ убедился, что ни парламент, ни президент, ни правительство, ни армия, ни полиция не могут выиграть войну в Алжире, он нашел человека, в любви которого к Франции сомневаться не приходилось. И этот лидер пошел на отказ от стратегии "Алжир - французский". Его решение развязало руки Франции и для научно-технического прогресса, и для сохранения почетного места среди ведущих держав. Этот человек - великий сын Франции генерал Шарль де Голль.
Сергей КАРА-МУРЗА, политолог:
- Страна ждет от Владимира Путина прежде всего откровенного диалога, на основе которого можно будет выбрать тот или иной вариант действий. Но в любом случае ясно, что обрушившаяся на Россию волна терактов - это скорее симптом тяжелой болезни. Причина же этой болезни - в недомогании экономики, в политических просчетах, в той злокачественной опухоли, что поразила правоохранительные органы. Президенту хватило мужества сказать об этом в своем обращении к народу. Но это было лишь началом трудного разговора.
Вячеслав НИКОНОВ, руководитель фонда "Политика":
- Россия ждет от президента наведения порядка. И не только в спецслужбах, но и во всех государственных делах.