От С.С.Воронцов Ответить на сообщение
К Дмитрий Кропотов Ответить по почте
Дата 01.09.2004 08:13:53 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Модернизация; Архаизация; Катастрофа; Версия для печати

Re: Человек не...

Приветствую!

>Если человек в процессе формирования человеческого общества оказался в состоянии преодолеть самый мощный инстинкт - пищевой, не говоря уж о половом - чего стоят "исследования" этих ученых?

Никуда эти инстинкты не делись, изменились формы их удовлетворения.

>А ведь дело обстоит именно так. Существовавшее в зоообъединениях предков людей система доминирования подразумевала, что насыщается первым самый сильный самец, а остальные - по возможности.
>Однако в человеческом обществе этот самый сильный самец, нередко, отходил полуголодный от туши, чтобы дать возможность получить пищу тому, кто сделал его каменный топор, и даже более того, не исключено, отрывал кусок от себя, чтобы накормить старого больного артритом человека, неспособного самостоятельно добыть себе пищу - например такого, как обнаруженный в одном из захоронений неандерталец Шанидар I, доживший до 40 лет.

И это тоже биология - альтруистические формы поведения как средство коллективного выживания.

>Амосов вообще не ученый. Никаких научных результатов не получил. Хирург он неплохой, и писатель.

Я почти согласен с Вами, но он попытался выяснить, как изменилась шкала потребностей после долгих лет воспитания в условиях социализма. Провел социологическое исследование по методике как раз А.Маслоу и получил обескураживающий результат, 80% это нижняя оценка. А методика А.Маслоу - самая "мягкая" в этом отношении, так как он - один из создателей "целостной", гумманистической психологии. Могу найти ссылки, просто нет сейчас под рукой.

>Не только можно, но и нужно - и в целях исследований, и в целях прогнозирований. Разделяют же физическое от химического движения - и ничего.

Опять почти согласен с Вами. При анализе больших систем элементы определенного уровня состоят из элементов нижерасположенного уровня, но их свойства не редукционируются из свойств этих элементов. Свойства групп при межгрупповом взаимодействии не вытекают из свойств составляющих группы индивидуальностей.

>Необязательно. Однако как-то жили, ухаживали за престарелыми, за которых, казалось бы, некому было постоять.

См. выше о природе альтруизма.

>Что это за потребность труда - биологическая? Откуда она взялась? Она создается воспитанием или жестокой необходимостью.

Это не так, активность в труде, как и любая другая активность, заложены биологически. У человека активность требует информационного обосновани в рамках "модели мира", но первичны здесь билогические способы поведения.

>МАло ли сейчас бросают стариков - а вот первобытные люди их не бросали. Не мешало бы у них кое в чем поучиться.

Мы с ними - во времени, генетически - одно целое. Вот моя опубликованная работа http://www.vrtsv.boxmail.biz/cgi-bin/guide.pl?action=article&id_razdel=2399&id_article=55013 , а вот эпиграф к ней:
… «Утраченные дни сильнее поколений.
Детей не упасут от пращуров отцы.
Истоки ваших чувств, восторгов и стремлений
Хранят в глухих гробах седые мертвецы»…
Л.Н.Гумилев.


>>Вполне мыслимы. О психофизиологических механизмах распространения мимов - отрывок из моей еще не опубликованной статьи - сейчас брошу в копилку.
>Ну, мимы - это фантазия, существование их выдумано на кончике пера. Я уж потрафил Мигелю - у него с Мироном это идея фикс.

Это не фантазия, это один из возможных способов описания реально существующих явлений.

>Что в морали биологического-то? Если б это было так, мораль была бы и у животных. Ан нет.

У общественных животных есть зачатки альтруистических форм поведения, читайте К.Лоренц, "Агрессия".

>Сомневаюсь, что Зиновьев что-либо правильное может найти. Болтается в проруби от наших к вашим.

Мало ли кто где болтается, слово-то хорошее и точное.

>>Примитивных биологизаторов, этот тезис не противоречит выполнению биологических потребностей человека.

>А биологизаторы по определению примитивны. Раз биологизируешь в отношении человека и его роли в обществе - значит, мыслишь примитивно :)

Примитив - считать социальные и моральные свойства человека полученными от Бога или каких-нибудь информационных полей, а биологическое рассмотрение как раз наиболее сложное, но и наиболее верное. А вообще-то ай-яй-яй.

С уважением
В.С.С. www.vrtsv.boxmail.biz