От Дмитрий Кропотов Ответить на сообщение
К Дм. Ниткин Ответить по почте
Дата 01.09.2004 09:51:41 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Модернизация; Архаизация; Катастрофа; Версия для печати

Речь идет о сущности человека

Привет!
>Только к одной биологии все не сводится.
О чем и речь. Мы же не называем социальные движения в обществе - обусловленными биологическими причинами. Ищем причины более высокого порядка и более высокой значимости.
Какова была биологическая причина крестовых походов?
Даже сама постановка вопроса в таком ключе вызывает смех.
Таким образом, для анализа действий человека и его жизни в составе общества нет смысла привлекать биологические обстоятельства.
Это примерно также ненужно, как ненужно было Карно для объяснения принципа работы тепловой машины привлекать законы механики.

>>Если человек в процессе формирования человеческого общества оказался в состоянии преодолеть самый мощный инстинкт - пищевой, не говоря уж о половом - чего стоят "исследования" этих ученых?
>
>Пищевой инстинкт и у животных не играет абсолютной роли.
Ну, можно долго ранжировать инстинкты по значимости.
Пусть первая скрипка у инстинкта самосохранения, или инстинкта размножения.
Человек давно и успешно показал, что в состоянии воспитать в себе такую силу духа, что инстинкты замолкают и не играют практически никакой роли.
Не идет речи ни о каких фифти-фифти в соотношении биологгической и общественной мотивации. В лучшем случае - 10%.
Будем ли мы называть существо, руководствующееся в общественной жизни на 10% животными инстинктами, а на остальные 90% - другими мотивами - животным?

>У высокоразвитых животных забота о потомстве доминирует над удовлетворением собственного голода.

>Но дело не в этом. Человек способен преодолеть инстинкты, но инстинкты от этого никуда не исчезают. Как и вся прочая животная физиология.
Ну, не исчезают и физические свойства организма как материального тела. Однако, мы против того, чтобы объявлять человека материальным телом. Хотя тело его, безусловно, материальноНе в этом его сущность.

Сущность человека - бытие его как общественного существа.
Но никак не животного.


>А разделять социальное и биологическое - и можно, и нужно. Это верно.

>>МАло ли сейчас бросают стариков - а вот первобытные люди их не бросали.
>
>Вы уверены?
Ну, об этом свидетельствуют многие находки больных и неспособных самостоятельно добывать пищу неандертальцев, например Шанидар I, IV , однако доживших до преклонных лет.
Тут, кстати, следует отличать разные типы первобытных обществ. Те примеры, о которых вы, полагаю, думаете - уже позднее первобытное, предклассовое общество (легенда о нараяме и т.д. и т.п.).


Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru