От Владимир К. Ответить на сообщение
К miron Ответить по почте
Дата 12.08.2004 12:53:10 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Попытаюсь.

Книга написана исходя из западных представлений о человеке. Т.е., выражаясь образно, "написана про запад и для специфических нужд
запада". Преподаватель, который некритически попытается провести аналогии с нашей жизнью и действовать исходя из предложенных там
моделей и интерпретаций, по предложенным методикам - внесёт свой вклад в распространение неадекватных (а порой и противопоказанных)
нашему обществу мировоззренческих идей, установок и образцов поведения. На системном уровне.

Каждую предложенную там концепцию нужно проверять на применимость. Каждую внешне пригодную методику нужно адаптировать, а порой и
вообще отказываться от потенциально (или реально) вредных.

Наши же учителя и преподаватели пединститутов в эти тонкости вникнуть просто не в состоянии (не учили их этому или учили не так) и
тащат всё приглянувшееся без разбора. Тем более, в книге предоставляется возможность самому учителю выбрать то, что ему придётся по
вкусу: все теории (основанные, как правило, к тому же на западной антропологии) представлены равноценными. Хочешь - бери нечто,
вытекающее из бихевиоризма, - хочешь - вырастающее из психоанализа по Фрейду.

Это не исключает применимости многих чисто технологических моментов преподавательской работы. Можно найти много здравых и полезных
вещей. Кроме того, нам нужен опыт работы в новых для нас условиях, когда мы, работая со своими детьми начинаем сталкиваться с тамими
явлениями, которые уже десятилетиями наблюдаются на Западе (антисоциальное поведение детей и т.д. и т.п.). Разумеется, не для того,
чтобы научится хорошо "воевать" с детьми, а для того, чтобы быть способными демпфировать эти явления, не дать им перерасти в кризис.
Для этого полезно знакомиться с чужим опытом, воспринимая подобную книгу не как руководство к действию, а как специфический
справочник.

Но, разбираться в таких тонкостях: что подходит, а что нет - надо иметь знания и чутьё.

И, наконец, до кучи:
Эта книга издаётся уже 25 лет, обновлямая и пополняемая автором. Вышло уже 10 изданий. Книга - популярнейший в США учебник по
психологии для учителей! Вопрос: почему при всём этом состояние мледшего и среднего школьного образования в США такое плачевное? Или
методики не столь эфеективны, как преподносится, или истинные цели американской школы не такие, по которым её оцениваем мы, или
усилия школы нивелируются воздействиями других "институтов" общества. При любом раскладе есть повод задуматься.

Для того, чтобы привести пример, я открыл книгу на первой попавшейся странице и сам удивился, как удачно попал:

***
>Стр. 122
Часть 3. Научение и обучение. Глава 4. Бихевиоризм и теория социального научения.
Эффекты подражания
Исследование реакций, включенных в научение через наблюдение, наводит на мысль о том, что существует три типа подражательного
поведения. Бандура (Bandura & Walters, 1963) описывает их как эффекты подражания: эффект моделирования, тормозяще-раскрепощающий
эффект и эффект индукции.
Эффект моделирования состоит в получении новых реакций. Тормозяще-раскрепощающий эффект включает торможение или раскрепощение
девиантных (отклоняющихся от нормы) реакций, обычно в результате наблюдения за моделью, получающей вознаграждения и наказания за
поведение. Эффект индукции включает поведение, которое не является для наблюдателя новым или ненормальным; он проявляется, когда
наблюдатель предпринимает действия родственные (но не идентичные) действиям модели. По причине их важности для преподавания каждый
эффект будет подробно проиллюстрирован и объяснен (табл. 4.6).
Эффект моделирования
Эффект моделирования состоит в усвоении нового поведения в результате рассматривания модели, выполняющей данное поведение.
Эффект моделирования - тип подражательного поведения, состоящий в научении новым реакциям.
Тормозяще-раскрепощающий эффект - тип подражательного поведения, происходящий в результате либо подавления (торможение), либо
появления (раскрепощение) ранее усвоенного девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения.
Торможение - в научении через подражание - подавление ранее усвоенного поведения. Иногда происходит при обнаружении наблюдателем
того, что модель наказывается за поведение.
Раскрепощение - появление подавленного поведения.
Эффект индукции - подражательное поведение, при котором наблюдатель не копирует реакции модели, а просто ведет себя сходным образом.
Хорошим примером этого эффекта является усвоение агрессивных форм поведения, хорошо исследованное в лабораторных ситуациях, обычно
на детях детсадовского возраста (см., например: Huesmann, 1977). Типичный эксперимент состоит в предъявлении испытуемым реальной,
мультипликационной или видеомодели, которая проявляет агрессию в отношении большой надувной куклы - пинает ее стучит по ней
молотком, кидает ее или усаживается на неё. Контрольной группе предъявляется та же модель, спокойно сидящая с куклой. Результаты
подобных экспериментов почти неизменно демонстрирует эффект моделирования. То есть оставшись наедине с куклой, дети, которым
предъявлялись агрессивные модели, ведут себя более агрессивно, чем дети из контрольной группы. Более того, их агрессивные реакции
зачастую точно копируют поведение модели. То есть если модель кидает куклу, то же самое, скорее всего, будут делать испытуемые; если
модель вместо этого пинает ее, так же поступают и наблюдатели.

Подобные исследования широко используются для обоснования точки зрения, согласно которой агрессивное поведение во многом является
следствием научения через подражание благодаря телевидению, из-за преобладания насилия на экране, которое играет решающую роль в
побуждении агрессивного поведения. Другие указывают на то, что эти исследования были проведены в лабораторных ситуациях, которые
несколько нереалистичны, и что агрессия, направлен на неживой объект, очень сильно отличается от агрессии против настоящих людей в
настоящей жизни. Этические соображения, однако, препятствуют использованию детей вместо кукол в этих экспериментах. Следовательно,
трудно экспериментально проиллюстрировать усвоение по-настоящему агрессивных реакций.

И все-таки обзор исследований влияния течения показывает, что наблюдение за насилием на экране увеличивает вероятность насилия со
стороны зрителей (Rosenkoetter, Huston & Wright, 1990; Cohen, 1993/94).

Многие другие действия также передаются через подражание и являются примерами моделирования. Один из примеров - первоначальное
обучение социально адекватному поведению в первобытных культурах, подобных оджибве; научение языку - другой пример. Совершенно
очевидно, что взрослые учатся говорить на иностранном языке, подражая учителю или аудиозаписи.
....<
***

Некоторые выводы по приведённому примеру.
Как видите, и бихевиористы могут дать что-то полезное для понимания процессов, происходящих в обществе. Но не следует все
наблюдаемые явления объяснять бихевиоризмом (об этом, кстати, предупреждает и автор, хотя в несколько своеобразной манере,
позволяющей по-разному трактовать сомнения в полноте и достоверности исследований). Кроме того, вполне возможно, что даже открытые
бихевиористами явления могут быть описаны и объяснены без привлечения бихевиоризма.

В любом случае, следует быть осторожными, применяя результаты исследований и выводы к другой культуре. Подобные исследования нужно
проводить отдельно для каждой культуры. Причём они могут дать иные результаты, не укладывающиеся в стандартные представления,
полученные на западном материале, или дать похожие результаты, но имеющие иные причины и внутреннюю логику, которые останутся
невыявленными. Наконец, исследования могут дать полностью совпадающие результаты, которые могут быть таковыми по причине сходства
культур, или экспансии элементов иной культуры, или независимости явления от культуры. Во всех этих моментах необходимо уметь
разбираться. Многие ли могут? Многие ли хотят?