Вот интервью. Часть I (*)
www.spbvedomosti.ru/2001/03/29/academ.shtml
Единство составляющих мира
Как мы уже сообщали, готовится к выходу научно-популярное издание «Университетские встречи». Оно включает в себя ставшие традиционными беседы преподавателей и студентов Гуманитарного университета профсоюзов с замечательными современниками — учеными, художниками, политиками.
Сегодня мы предлагаем читателям (в сокращенном виде) еще одну из бесед из этого сборника — с Борисом Викторовичем РАУШЕНБАХОМ, которого относят к людям, составившим национальное достояние Отечества. Энциклопедии и словари называют его, ближайшего сподвижника Келдыша и Королева, академика РАН, лауреата Ленинской и Демидовской премий, Героя Социалистического Труда, одним из основателей космонавтики.
Но это лишь одна из сторон творческой личности. Не оставляя исследований в области космоса, академик Раушенбах глубоко занимался философией, искусством, богословием. Этим объясняются содержание и характер состоявшегося разговора, который несомненно представит интерес для читателей.
Эта встреча оказалась последним публичным выступлением большого ученого. Как знает читатель из предыдущего номера нашей газеты, академик Раушенбах скончался в Москве на 87-м году жизни.
— Все мы принадлежим к животному миру, но в отличие от кошек и собак у нас есть разум. Разум, с одной стороны, поднимает, с другой — разрешает нам делать пакости, которые животные себе не позволяют.
Человеческое сознание управляет людьми и имеет две составляющие, о которых многие не знают. Одна из них — логическая: человек обладает способностью рассуждать, выстраивать цепь логических умозаключений, которые во многом определяют его жизнь. Но существует и внелогическая составляющая — все чувства, не имеющие никакого отношения к логике. Например, красота, любовь, вера. Таким образом, человек — это комбинация логических и внелогических ощущений.
В связи с двухтысячелетием христианства особенно хочется сказать об одном из внелогических чувств — вере. Вера — внелогическая категория, хотя богословие — логическая. Богословие — это наука. Об этом очень хорошо сказал английский писатель Честертон. Кроме своей писательской деятельности он интересовался вопросами религии. Он сказал, что религиозные чувства — это не теория, а любовь. Религиозное чувство, по Честертону, аналогично чувству влюбленности, а не науке. Этим объясняется полный провал атеистической пропаганды, которая всегда апеллировала к разуму, говоря о том, что религия неразумна. В основе религии лежит внелогическое чувство, аналогичное чувству любви.
— Однажды вы сказали, что Богу наплевать на все земные дела. Какую же функцию, по вашему мнению, он выполняет?
— Это вопрос к богословам. Существуют разные точки зрения на этот вопрос. Одна из них заключается в том, что Бог установил законы, толкнул наш мир в определенном направлении, а сейчас смотрит с интересом, что из этого в конце концов получится. Эта точка зрения имеет известное обоснование: мы не имеем явных и четких свидетельств вмешательства Бога в то, что происходит кругом.
— В одном из интервью вы сказали, что в мире все происходит случайно. А что вы думаете о цикличности всего происходящего?
— Это разные уровни. Совершенно закономерно и не случайно, что человек рождается, ходит в школу, умирает. Но то, что он сегодня пошел в пивную — случайность. Существует диалектика случайного и неслучайного, закономерного, своеобразная их смесь. В целом в макросистеме все происходит закономерно и неслучайно.
— Вы считаете, наша система образования намного лучше американской? Все время удивляюсь, как получается, что образование у нас лучше, работаем мы в десять раз лучше американцев, а живем в десять раз хуже. Почему?
— Еще Карамзин сказал: «Воруют» (Как это крепко сидит в наших людях! - Г.).
— У нас воруют больше, чем в Америке?
— Больше, причем воруют все, начиная с крупного начальства. Не говорю ничего нового. В какой-то мере это правда, но она не является ответом на вопрос.
Если сравнивать нас с Америкой, то главное, что Америка имеет неизмеримо большие финансовые возможности. Современные научные программы, в частности космические, требуют миллиардов долларов, которых у нас нет.
— И все же триста лет назад в Америке не было вообще ничего. Там жили индейцы, и у них не было никаких денег. Почему же сегодня у американцев денег очень много, а мы до сих пор нищие, с нашей богатейшей историей и культурой?
— Это надо спрашивать у специалистов-социологов, экономистов. Нас трудно сравнивать с Америкой, потому что Америка — страна, на территории которой ни разу не было войн, которая зарабатывала на всех мировых войнах. И все нынешнее американское богатство — в значительной мере результат того, что европейцы, простите, били друг другу морды и платили Америке, чтобы купить у нее одно, другое, третье.
— Вы затронули тему развития науки в нашей и других странах. Как вы, представитель различных исторических эпох, можете сравнить развитие науки во времена Сталина и сейчас?
— Раньше было, конечно, лучше, в этом нет сомнения.
Раньше в центре внимания государства был престиж страны, обороноспособность. Сейчас — доллары, поэтому сейчас хуже.
— Как развивается сотрудничество с белорусской наукой?
— Убежден, что любое сотрудничество полезно. Я не работаю в системе, где имеются контакты с Белоруссией, но убежден, что белорусские студенты или аспиранты учатся у нас. Думаю, всякое объединение всегда хорошо. Разъединение было глупостью. Ельцин редкий негодяй, который развалил Советский Союз и которому не место у власти. Я уже когда-то говорил, что он будет записан в историю России не просто черными буквами, а дегтем как особо позорная фигура. Более позорного человека, чем Ельцин, я не знал.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем открытии того, что художники каждой эпохи изображали мир по-своему, но правильно.
— Современный художник, например реалист, должен изобразить мир, каким он его видит. При этом все думают, что так было всегда.
В Древнем Египте все было по-другому. Древние египтяне считали, что каждый человек видит один и тот же предмет по-своему. Я вижу стол с одной стороны, кто-то зашел сбоку — значит, он видит с другой, третий смотрит сверху — третье представление, а ребенок смотрит на стол снизу. Как изображать стол, если все видят его по-разному? Египтяне решили изображать предмет таковым, какой он на самом деле, а не как его видит отдельный человек.
По принципу изображения такие рисунки называются сейчас чертежами. Инженер изображает предмет таким, каков он на самом деле, а не так, как его видит. Например, инженер показывает рельсы параллельными, а в нашем восприятии они сходятся на горизонте в одну точку. Поэтому если художник поставил своей задачей изображать, как на самом деле, то он будет чертить.
Все искусство Древнего Египта становится понятным, если усвоить, что они чертили, а не рисовали. Поэтому искусство Древнего Египта я назвал «художественным черчением». Они передавали мир, каким он был на самом деле, например, по мере удаления не уменьшали предметы, потому что в действительности они не меняются. В чертежах они передавали истинную геометрию.
В эпоху Возрождения появилась особенность изображать видимую геометрию. Можно делать и то и другое, только четко представлять, над каким изображением работаете.
— Какой политический строй вы считаете оптимальным для России с учетом нашей ментальности, религии, веры?
— Вы ждете, я скажу, что демократия лучше всего? Она вызывает у меня большие сомнения, потому что все негодяйские поступки в истории совершали демократы. Например, смерть Сократа. Сократ был присужден к смерти после всенародного обсуждения путем плебисцита. Что может быть демократичнее — всенародное обсуждение и плебисцит? Плебисцит приговорил его к смерти. Демократия вещь очень сомнительная, демократы иногда такие пакости делают, которые нормальному диктатору в голову не придут... Поэтому я отрицательно отношусь к демократии.
Монархия немного лучше. Монарх думает, что власть и страна достанутся наследнику, поэтому он не хочет ее разорять. Президента выбирают на четыре года, и за это время ему надо успеть набить карман и себе, и родственникам, а потом будь что будет. Конечно, я шучу, но в этом есть элементы правды.
....................