От alex~1 Ответить на сообщение
К Дмитрий Ниткин
Дата 20.07.2004 15:51:08 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Я бы не сказал, что тема меня так задела

Просто мне кажется, что во фразе о канате и игольном ушке делается попытка найти такую глубину, которой там отродясь не водилось. :)

>В чем-то Вы, конечно, правы. Актуально и интересно. Но знакомство с Апулеем никого не заставит переменить жизнь. А знакомство с Евангелием – заставляет многих. Апулея не проповедуют. Толстого одно время пытались проповедовать – теперь бросили.

Это было бы убедительно, если бы тысячелетнюю историю имело одно христианство или все тысячелетние (в том числе потенциально!) духовные течения можно было свести к одному корню. Поскольку это не так, то разумно сделать вывод не о божественном происхождении Евангелия, а о некоторых средствах эстетического, нравственного и культурного долговременного воздействия, свойственного человеческой культуре.

>>2) Актуальность Евангелия (не как литературного памятника) несколько упала (в цивилизованных странах, разумеется) за последние лет 100. Практически до уровня литературного памятника. Не заметили?
>
>А что мне до того?

А разве мы говорили о Вашей или моей личной оценках? Это слишком недостоверная выборка для того, чтобы делать общие выводы. :)

>>Прочему Вы решили меня упрекнуть? Можно получить объяснения?
>Потому что Вы сказали обидную для меня вещь.

Как православному, Вам обижаться не на что. Я, по крайней мере, не вижу, на что. Поскольку Вы занимаете в этом (именно в этом!) споре именно православную позицию, то я не считал, что сказал что-то обидное. Для неправославного, с неправославным толкованием каната, иголки, чести, ума (Борисыч тут выдал, что человеческий ум - это, по-православному, скорее глупость) и духа - да, обидно. Православный (как мне кажется) скорее воспринял бы мою фразу как комплимент (типа "простеца", что Вам понравилось), как преодоление диавольских искушений (бренный человеческий ум, ложная честь и пр.)

>Нищета духом – это довольно тонкая материя. Для начала неплохо бы определиться, что мы под ней понимаем.

Это уже будет IMHO off-topic. :)

>>Я не вижу, что православие В СРЕДНЕМ привело к усиленной работе ума и души. Я не вижу ни малейших подтверждений, что русские, греки, сербы и румыны - самые человечные, глубокие, умные и душевные
>
>Людоедству не предавались – уже неплохо. В отличие от последовательных материалистов :)

Предавались, предавались. Чего уж тут, слаб человек.
А уж румыны... О Владе Цепеше слыхали? :) Впрочем, он, возможно, венгр. Но румыны там тоже засветились, факт. Да и сербы - те еще душевные умники. О русских (в расширеннгом смысле) умолчу. Гоголя перечитайте, "Тараса Бульбу". :)

>Это верно. А что, Борисыч , Iva или я требуем немедленного восцарения на Руси помазанника Божия и поголовного хождения строем к Причастию? Я думаю, что у Православия есть огромный потенциал для развития – применительно именно к сегодняшним условиям. Я в Устюге увидел, какие результаты может дать сочетание русской религиозной традиции с русской предприимчивостью. Вот где-то там надо искать, а не просто поклоны бить. Как недавно сказал один интересный человек, молитва хороша перед делом, но нельзя заменять дело молитвой.

Религиозная традиция - это уже, честно говоря, пахнет безверием. Если Вы говорите об этом, т.е. о нравственных нормах и правилах, освященных православием - то я согласен с отромным потенциалом его развития, особенно в связке с русской предприимчивостью.

>Не конкретизируете ли вопрос?
Да вопроса-то и не было. Дискуссия развернулась о православии, а не о христианстве вообще. Это следует иметь в виду.