От Георгий Ответить на сообщение
К miron Ответить по почте
Дата 22.05.2004 22:11:50 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Положим. Вопрос в том, можно ли "вертать взад" (+отрывок из одной книги) (/+)

> Вы слишком обобшаете. Эта неспособность возникла после Сталина. До этого пенсий почти не было и старики жили на алименты от детей.
Значит, воспитывая хороших детей они гарантировали себе спокойную старость. Как только твоя пенсия оторвалась от твоего ребенка
началась и продолжается везде (на Западе и Востоке) депопуляция.

(Кстати, а разве при Сталине родители жили на алименты от детей?)

Согласитесь, если заранее и СОЗНАТЕЛЬНО смотреть на ребенка как на "обеспечение в старости", то хорошего будет мало. Да и кто его
теперь заставит, если он не захочет - или заявит, что "я тебе ничем не обязан, потому что ты не смог дать мне достойной жизни"?
Тут, по-моему, что-то вроде того, как объяснял Кожинов с религией в предисловии к своей книге "Россия, век XX, том 1": было время,
когда большинство "наивно" верило, не задумываясь особенно; потом, после наступления Просвещения, люди стали рефлексировать, и вновь
к убежденной вере можно прийти только сознательно - но сделать это могут очень немногие.
Да и в те-то времена люди отлично понимали, что дети могут стать их единственным несчастьем - но предотвращать их появление не
умели.

(Недавно тут мне скинули книжечку А. Морозова "Идеальный дисциплинарный санаторий". Наверное, в Интернете есть. А вот отрывок,
посвященный данной теме)

======
"...
Параллельно с укреплением здесь санаторного режима, проводится весьма своеобразная реформа образования и воспитания детей и
молодежи. Так, в 2002-м году с интервалом в несколько недель было на всю страну провозглашено, что:
1. необходимо разрешить вступление в законный брак с 14-ти лет хотя бы для того, чтобы узаконить уже имеющие место сожительства
несовершеннолетних
2. необходимо снизить школьную нагрузку, уменьшив число занятий, но при этом продлив среднее образование до двенадцати лет
3. в добавок к уже существующим неакадемическим школьным предметам (всевозможным ОБЖ, "краеведениям", "основам менеджмента" и
"основам потребительских знаний") необходимо ввести в школе еще и "Слово Божие". Естественно, новых учебных часов на это не
отводится, нельзя наращивать нагрузку на несчастных учеников, а, следовательно, нужно сокращать часы математики и физики. Список
приговоренных уже оглашен. Из школьной программы исключаются логарифмы, тригонометрия, степенные функции, стереометрия.

Из этих трех тезисов следует, что современный четырнадцатилетний человек вполне готов к семейной жизни, а вот учиться,
даже по дико сокращенной программе, сил у него при этом нет. Конечно же, реформы образования проводятся под громогласные заявления
об изучении и применении зарубежного опыта. Странно получается. Россия, бывший СССР, стремится подстроить свои стандарты образования
под Запад, в то время как Запад безуспешно пытается достигнуть стандартов бывшего СССР (или уже даже не пытается?), ученые и
специалисты которого до сих пор на голову выше своих западных коллег. Чем это закончится?
Как метко заметил аналитик Сергей Переслегин, школы в России разделятся на две части. Школы государственные, в которых
не будут учить ничему. И частные, так называемые элитные, в которых тоже не будут ничему учить, но в более щадящих условиях: с
доставкой автобусом до места учебы, с охраной, хорошим питанием и прочим. Вообще, работы Переслегина, касающиеся проблем
современного российского образования, дают массу ценной информации, к которой я буду обращаться в дальнейшем.
"В начале 1980-х годов, - пишет Переслегин, - было проведено исследование эффективности школы как обучающей системы.
Старшеклассникам предлагалось ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался
только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на <двойку> (например, нужно было назвать год, в котором
произошла Куликовская битва или перечислить столицы ряда европейских государств). Исследования показали, что для элитных
ленинградских школ коэффициент усвоения знаний составлял от 10% до 30% при средневзвешенном значении около 15%. Уже эти цифры
выглядят достаточно тревожными, тем более что старшеклассники продемонстрировали полное отсутствие системного подхода к информации:
За последующие двадцать лет ситуация ухудшилась и, судя по всему, значительно. Сейчас можно говорить о коэффициенте усвоения знаний
3-10%, причем последняя цифра характеризует высшую элиту учащихся. Особенно <пострадали> физика, математика и, почему-то, география:
основной причиной <информационного кризиса> современной школы является прогрессирующее снижение возраста потери познавательной
активности:. в последнее десятилетие "возраст потери познавательной активности" упал до 10-11 лет и продолжает неуклонно снижаться:"
.
Так школа постепенно трансформируется из учебного заведения в воспитательный и досуговый центр. Происходит это под
давлением сразу с двух сторон. С одной стороны родители, жители санатория, не желают затруднять себя лишними заботами и не склонны
заботиться о воспитании своих детей, перекладывая эту задачу на образовательные учреждения, что сказывается на уровне образования не
в лучшую сторону. Школа вынуждена посвящать все больше часов именно воспитанию учеников, а не обучению, потому что обучение
невоспитанных весьма затруднительно. В результате программы по академическим образовательным предметам постоянно сокращаются в
объеме, даже если официального сокращения учебных часов не происходит. Ученики просто срывают уроки, оставаться на которых у них не
хватает терпения.
Почему же родители не озаботились их воспитанием? Санаторный родитель, с его точки зрения, и без того невиданно нагрузил
себя тем, что родил и кормит ребенка. Его еще и воспитывать надо? Да ну. Сам как-нибудь. И жест пультиком в сторону телевизора.
Пусть чадо смотрит и воспитывается само по себе.
Все претензии нынешнего старшего поколения к нынешнему младшему, касающиеся его поведения, суть жалобы старших самим
себе на то, что они не занимались воспитанием собственных детей, потому что им было просто лень.
Запоздалые соболезнования
самим себе по случаю неприятностей, навлеченных опять же собственной ленью. Младшее поколение этих претензий просто не воспринимает.
Оно не умеет, не научено воспринимать и принимать к сведению претензии. Не научено родителями, которые были слишком заняты. Оно
банально избаловано. Проверить, так окажется что родители, ссылавшиеся на свою занятость как на причину дурного воспитания детей,
были заняты совершеннейшей ерундой, досугом, так сказать, а вовсе не "деньги зарабатывали", как они любят рассказывать, жалуясь на
своих детей.
Именно таким образом санаторный родитель, явно не готовый жертвовать даже частью своих удовольствий ради ребенка,
обязанности по его воспитанию с себя слагает. Эти обязанности принимает у него школа, сдавая куда-то и кому-то обязанности по
образованию. Может быть, она сдает их ВУЗам?
Оказывается, нет. По крайней мере - не в России, да и не в санатории вообще. Понять это можно очень легко - достаточно
заглянуть в любую газету с объявлениями о вакансиях. Во многих фигурирует "в/о" - высшее образование и очень редко какое-то
конкретное в/о, специальность. А так, обычно, - требуется человек с неким абстрактным высшим образованием. Так что, везде, во всех
ВУЗах, это в/о такое одинаковое? Или большая часть знаний, полученных на вузовской скамье в процессе работы просто не требуется?
В наличии и то, и другое. Первое, одинаковость, как следствие второго - отсутствия сферы приложения технических и
научных навыков у жителей санатория. Санаторий вовсе не производящая организация, а потребительская, поэтому в процентном отношении
собственных технических специалистов ему требуется по мере его развития все меньше и меньше. На примере России, в последние 13-15
лет прошедшей очень резкий переход к почти полностью санаторному состоянию, это видно особенно ярко. В стране остановились заводы, в
стране закрылись институты. Товарное производство практически остановилось, остался только экспорт сырья, обеспечивающий, в обмен на
это сырье, завоз импортных потребительских товаров. Единственное отличие России от остального санатория - это как раз наличие на ее
территории сырьевых предприятий, остальная часть санатория уже убрала их в страны третьего мира. Этой сырьевой части требуется
довольно ограниченное количество специалистов, все остальные в России заняты по большей части в торговле или в смежных с ней
сферах - в транспорте, в юриспруденции, в охране. Все капитальное строительство в крупных городах - это жилые дома и торговые точки.
В таких условиях вовсе неудивительным кажется тот факт, что более половины выпускников ВУЗов в России не находят работы
по специальности. Более того, по статистике, которую приводит в своих работах Переслегин, только 5 процентов выпускников ВУЗов
связывают свои жизненные устремления с полученной специальностью. Ясно, что без работы они все же не сидят, хотя в их дипломах и не
записано "специальность: офисный работник".
Именно эта специальность подразумевается под "в/о" из объявлений. Перечислить составляющие этого "в/о", то есть
необходимые навыки "офисного работника", достаточно легко. Как правило, требуется человек:

- умеющий связно изъясняться, хотя бы временами без матерной ругани
- умеющий без ошибок писать хотя бы простые фразы
- кое-как умеющий работать с компьютером
- умеющий "налаживать контакт с людьми"
- не чуждый обмана
- способный тихо бездельничать, не раздражая окружающих

Всему этому сегодня и обучают ВУЗы большую часть санаторной молодежи. Делается это на самих занятиях, в промежутках
между занятиями, в процессе общения с другими студентами или преподавателями.
Такая ситуация, "Без бумажки ты - букашка, а с бумажкой - человек (даже если букашка)", имела место уже в позднем СССР,
в котором назревала санаторная революция 1989-1991 годов. Однако тогда технические знания стране пока еще требовались, и
преподаватели следили за уровнем выпускников. Тогда высшее образование было своего рода обязательной умственной трудовой повинностью
для жителей крупных городов, и студенты, скрипя зубами, но все же заучивали ненавистный сопромат (сопротивление материалов), который
им, при их конторно-санаторном будущем, был не нужен. Это хоть как-то расширяло их умственные способности, даже с учетом того, что
после получения зачета все стиралось из памяти моментально. Сейчас преподаватели отдают себе отчет в том, что большую часть
выпускников никто к работе технического специалиста просто не подпустит, да и сами они туда не пойдут, поэтому преподаватели ВУЗов
ныне не тратят особых усилий на тех, кому нужна бумажка, а не образование. Им ставят те же самые оценки, те же пятерки или четверки,
что и немногим реально обучающимся. Их не выгоняют, пока они делают хоть что-нибудь - хотя бы просто появляются раз в неделю на
занятиях. Преподаватели серьезно занимаются только теми, кто действительно "пойдет в науку" или "пойдет на производство". Такие, как
правило, легко выделяются опытным преподавательским глазом уже на первых курсах - считанные единицы из общего потока.
В результате подобной оптимизации преподавателями собственной деятельности, студенты, желающие ничего не учить, а просто
провести время не самым худшим образом, кося от армии, могут и вправду ничего не учить. Если преподаватель захочет - может даже
постричь немного денег с такого контингента на уровне "50 долларов за зачет". Из "умственной трудовой повинности" высшее образование
превратилось в пятилетний испытательный срок перед поступлением в палату санатория.
Упомянутые уже социологические опросы показывают, что большая часть учащихся весьма трезво рассуждает, что сегодня
главное при устройстве на работу вовсе не уровень интеллекта или проф. квалификация, а связи. А высшее образование, как собирание
множества людей ежедневно в одном месте на 6-8 часов в клубы по интересам, есть способ формирования этих самых связей.
Интересно, что та малая, мизерная часть людей, получивших высшее образование в санатории, которые в итоге идут работать
специалистами по той специальности, что записана в их дипломе - чаще всего выходцы из несанаторной части мира, приезжие из так
называемого "общежития санаторной прислуги" (подробнее об этом явлении далее). На новом месте им труднее устроиться на работу за
счет связей, поэтому они практически всегда вынуждены работать именно специалистами, которых ценят именно за знание специальности.
Их дети, выросшие в санатории, интегрированные в его общество с рождения, смогут обойтись без этого и, как правило, обходятся.
Большая часть санаторных студентов не нужна в качестве технических специалистов. Она должна занять место в триумвирате,
который просто и очень метко описал мне один офисный охранник: "Сейчас в стране есть только три категории людей: торгаши, жулики и
охранники". Третье место занято без участия высшеобразованных, остаются только два других - торговцы и жулики, то есть торговцы, чье
жульничество превышает общепринятые нормы. Именно в сфере торговли и перераспределения капиталов трудится высшеобразованная часть
общества санатория. Именно в силу этого советская интеллигенция, подписавшая пакт о капитуляции СССР, оказалась у разбитого
корыта - капитал потек вон из страны и перераспределять стало почти что нечего.
Для тех, кто уже в процессе обучения понимает, что не станет специалистом и ему это не нужно, вузовский процесс обучения
и воспитания превращается в процесс интенсивного воспитания. Они учатся "налаживать контакт с людьми" на студенческих вечеринках,
учатся изображать кипучую деятельность на занятиях. Сдавая экзамены и зачеты, учатся, как надо правильно обманывать. Они долго и
упорно учатся обращаться с компьютером, хотя нормальному среднеобразованному человеку времен конца СССР для овладения стандартным
современным программным обеспечением персонального компьютера потребовался бы месяц или два. (Вообще, сегодня компьютер - самая
банальная бытовая техника, и в нормальном обществе, где воспитанием детей занимаются родители, именно они должны обучать ребенка
обращению с компьютером). Итог: человека учат все меньше работать и все больше ценить свои все меньшие усилия.
Такое санаторное высшее образование призвано привить человеку два качества - прогрессирующую лень и санаторное чувство
собственного статуса, то самое чувство, которое провоцирует самоубийства у лишившихся работы высшеобразованных санаторных больных.
"Как? Я больше не в состоянии поддерживать свой успешный имидж? Ужас!" Именно статус высшеобразованного, по-старому - интеллигента,
обеспечивает человеку поддержание в активном состоянии его общественных связей. Провал - и он выпадает из этой паутины на так
называемое дно. На самом же деле он просто попадает туда, где нет имиджей. Каждый есть то, что он есть. Не удивительно, что он
чувствует себя подавленным, оставшись наедине с собственной ничтожностью.
Санаторий, как общество потребления, не нуждается в воспроизводстве специалистов - он всегда сможет их импортировать из
стран-производителей (что он и делает, уже сейчас 45 процентов американских инженеров имеют заграничные дипломы, не считая
иностранцев, обучившихся в самих США). Санаторий нуждается в постоянном воспроизводстве активных потребителей, т.е. потребителей,
чувствительных к рекламе, к клипам. Потребителей определенным образом воспитанных, но ни в коем случае не образованных.
Образованность - лютый враг потребления! Простое умение считать снизит тягу к потреблению в несколько раз. Знание народными массами
элементарных основ физики, химии и биологии вообще подорвет любую постиндустриальную экономику!
Ими, потребителями, администрация санатория прикрывается как щитом. Они - "вся прогрессивная мировая общественность"
нового издания. Они голосуют за решения Администрации. Именно их и нужно воспроизводить - не способных из-за лени и страха на
вооруженное восстание или иную активную борьбу за что-либо.
Как работают в паре, союзниками, people и его администрация, подстраиваясь друг под друга, так система образования в
санатории подстроилась с одной стороны под бездельничающих родителей, с другой стороны - под требования санаторной системы, став
системой санаторного воспитания, приучения к санаторному режиму.
Нынешний эффект исчезновения образования и фундаментальных знаний из обихода людей в масштабе всего санатория ярче всего
характеризуется именно словами Оруэлла. Незнание - сила. Неосведомленность людей о том, что может быть, а чего быть не может, что,
как и почему происходит, отсутствие элементарной наблюдательности, памяти и логики приводит к тому, что санаторная администрация
получает полную свободу конструирования реальности. Конструирования настоящего и прошлого. Отсюда и сама возможность ревизионизма
как основного метода подачи истории - подгонка истории под сиюминутные нужды стала весьма незамысловатым, почти плевым делом. Никто
уже не сможет отличить подлинник от подделки. Ни фактических знаний, ни логики для операций с ними ни у кого просто нет.
Сила санатория, его администрации, в том, что он, при помощи прессы, может создать практически любую реальность. Даже
при наличии так называемой оппозиционной прессы, выдающей альтернативные версии реальности типа "Россия не богатеет! Россия
беднеет!!!", санаторная администрация может не беспокоится за стабильность своего правления.
Санаторий говорит:

- Дважды два - три!

Оппозиция говорит:

- Дважды два - четыре!

Что скажет по этому поводу высшеобразованный people? А ничего. Он, оказывается, просто не обучен умножению. На чьей
стороне он будет? А не все ли равно, если воли для активных действий у него нет? Он, конечно, пообсуждает все это до хрипоты,
перебрасываясь обрывками увиденных когда-то клипов, но действий от него никто не дождется. Даже простые выборы и те вызывают у него
массу затруднений исключительно волевого порядка. "Это ж надо разбираться в их программах, это ж надо в воскресенье куда-то идти..."
. В результате, как об этом уже устали писать и говорить сами санаторные жители, на выборах чаще всего побеждает тот, кто
сноровистее других забьет все эфиры, полосы и интенет-страницы своими клипами. И это, конечно, всегда ставленник администрации.
Собственно, все политики, участвующие в таких выборах есть ставленники администрации уже потому, что выборы проводятся по ее
правилам. По правилам санатория. Если их программа в чем-то расходится с санаторной и их при этом все-таки выберут, дайте срок -
программа начнет дрейфовать, и, в конце концов, полностью совпадет с вектором развития санатория. Какой бы ура-патриот не пришел к
власти в сегодняшней России, уже к середине своего срока он будет выполнять санаторную программу, причем, что самое смешное, под все
теми же патриотическими лозунгами. В обществе клипов, обществе людей с напрочь отбитой логикой, это возможно, даже наиболее
вероятно. К примеру, параллельно с угаром окончательной санаторизации и распродажи России, из уст ее президента раздалось
предложение вернуть гимну советскую музыку. И красную звезду вернуть на армейскую боевую технику... на большей части которой ее
НИКОГДА, даже при СССР, не было. Все это вполне закономерно, ибо советские танки, разукрашенные звездами, фигурируют в американских
боевиках и компьютерных играх, по которым, как по учебникам, познает реальность санаторная Россия.
Сила санатория в том, что массовое невежество его больных - или просто воспитанных, или образованных, но узко и
специализированно - обеспечивает ему невиданную ранее стадную монолитность и сплоченность в рамках выполнения его программы -
программы потребления. Здесь куда как меньше поводов для ссор и разногласий. Если люди дебатируют о научных гипотезах, у них куда
как больше поводов для конфликта, чем у тех, кто "о пиве и бабах". Кто ж пиво и баб не любит?
Санаторий - это всемирная, глобальная, интеллигенция. У них спрашивают разрешения на действия в той области, в которой
они ничего не понимают, и они всерьез начинают обсуждать решение вопроса, в котором не разбираются. Естественно, заканчивается это
обсуждение ничем. Что и требуется.
При этом интеллигенция питает стойкое отвращение к любому физическому труду и действию вообще. И не стоит воспринимать э
то как критику интеллигенции. Критика это, как правило, указание на несоответствие, на ошибку. Но здесь нет никакой ошибки. Это не
описание недостатков.
Это - определение.

- Сколько будет дважды два?
- Демократия! Рынок! Свобода!
- Сколько будет дважды два?
- Нет бен-Ладену! Долой Хусейна!
- Так сколько будет дважды два?

Молчание.

....
==========
Глава 3. Санаторная демография.

Тяга people санатория к демонстрации собственного prosperity привела, среди прочего, и к очень любопытной демографической
ситуации. Несмотря на постоянный рост благосостояния среднестатистического больного, численность коренного санаторного населения
сокращается. Жители крупного санаторного города не стремятся более иметь много детей, ибо в городе это отнюдь не такой прочный залог
спокойной и обеспеченной старости, как в патриархальной провинции. Здесь взрослые менее уважаемы и почитаемы детьми, что влечет за
собой ответную реакцию взрослых, которые в своих думах о будущем все более обращаются к пенсионным вкладам, нежели к родильным
домам. Относительно стабильная общая экономическая ситуация в санаториях потворствует этому - человек не знает более надежного
вложения денег, чем пенсионный фонд. А пенсионный фонд, в свою очередь, за счет тех преимуществ, которые ему обеспечивает
принадлежность к санаторной надстройке над населением планеты, может дать своему вкладчику гарантию безбедной старости - начисляемый
на пенсионный вклад процент достаточно велик для этого.
В то же время дети для people - очень рискованное вложение средств. Ребенка надо долго растить и воспитывать, тратить
время (не говоря уже о денежных тратах), чтобы когда-нибудь продемонстрировать с его помощью свое prosperity, мимоходом (конечно же
мимоходом) обмолвившись, что де ребенок учится в хорошей платной школе на одни пятерки. Но как знать, не побьет ли другой
"демонстратор" этот козырь своей новой машиной или квартирой. К тому же потребительские качества ребенка, который ныне
рассматривается people только как приспособление для демонстрации prosperity, как капиталовложение, при зачатии не очевидны. Чадо
может заполучить тупоумную башку и скверный характер, что помешает родителям в будущем публично восхищаться своим творением, тогда
как потребительские качества машин и квартир известны заранее и в деталях.

Дети очевидно мешают people санатория. Они мешают делать карьеру, "появляться в свете", то есть накапливать и
демонстрировать prosperity, а, следовательно, и получать pleasure. Они связывают супругов, делая развод делом долгим и трудным. В
общем, дети мешают people жить. Мешают в первую очередь тем, что они, рано или поздно, вырастают, превращаясь в убогую копию своих
родителей, ибо тем просто нечего сказать своим детям. Максимум на что их хватит - включить телевизор. Администрация, конечно же, в
курсе дел и не упускает детей из поля своего зрения, ибо, чем более убогими будут копии people из поколения в поколение, тем легче
можно будет ими управлять - лечение будет проходить проще.
Дети мешают. Им предпочитают домашних животных. Выйдите вечером на улицу в спальном районе Москвы, посмотрите, сколько
приходится собачников и собачниц на одну молодую маму с коляской. И это еще без кошек и попугаев.
В наши дни people воспринимает беременность исключительно и только как наказание за несоблюдение мер безопасности
при проведении полового акта.
Для женщины-неудачницы (неудачники, losers - термин, рожденный people) беременность - это очень
выигрышный способ привязать к себе удачливого и успешного мужчину, подняться в собственных и чужих глазах. Других положительных
сторон в деторождении people не видит.
Из-за такого халатного отношения санаторного населения к продолжению рода, постепенно сворачиваются рекламные кампании
со слоганами вроде "Для Вас и Ваших детей". Тема детей и их будущего людям больших городов более не интересна, их интересует только
собственное будущее. Их интересуют прежде всего собственные pleasure и prosperity, которым дети только мешают.
Неким компромиссным вариантом на этом фоне смотрится распространенная ныне формула жизненного поведения женщины - сделаю
карьеру, вот тогда и рожу ребенка. На самом деле такая формула есть банальная оптимизация потребительского поведения в отношении
детей как товара. Человек, планирующий свою жизнь подобным образом, просто пытается снизить риск, которому подвергнет вложенные в
ребенка средства. Считается, что усиленно обхаживаемый ребенок, которому уделяют массу внимания, у которого всегда все есть, с
большей вероятностью станет тем, чего от него хотят - воплощением prosperity своих родителей, примерным больным. То, что это вовсе
не обязательно будет так - доказано уже неоднократно, и именно поэтому дети нынче не в моде.
Современные мегаполисы - огромные пылесосы, высасывающие человеческую массу из провинций. Классический вариант городской
семьи постиндустриальных людей-потребителей, с одним ребенком, означает, что, даже не учитывая нечастных случаев, катастроф и
преступности, каждое новое поколение санаторных больных по численности в два раза меньше предыдущего. Причем уменьшается численность
всех санаторных социальных прослоек.
В 2002 году в США было проведено исследование на тему: Сколько стоит вырастить ребенка до 17 лет? Результаты были
опубликованы в интернете. Оказалось, что для семей с доходом от 65 800 долларов в год это будет стоить 249 180 долларов (около 22
процентов общего дохода за 17 лет), для семей с доходом от 39 100 до 65 800 - 170 460 (от 15 до 26 процентов дохода, в среднем -
около 19), для семей с доходом до 39 100 - 124 800 (19 и менее процентов). Причины, вызвавшие к жизни такую ситуацию, можно
обсуждать долго, но обсуждение это не относится к предмету книги непосредственно, поэтому обратимся к самой ситуации:
Сегодня санаторным семьям с большим доходом вырастить ребенка, который смог бы занять их место в общественной иерархии,
труднее, чем семьям с меньшим доходом.
Именно этой формулой определяется движение человеческих потоков в санатории. Чтобы высший класс численно не уменьшался,
в него постоянно, но в ограниченных количествах, должны вливаться люди, стоящие чуть ниже по социальной лестнице. Их пустые места
занимают другие, напирающие снизу и так далее вплоть до индийцев и китайцев, приезжающих в санаторий на заработки.
Факт: до предела урбанизированный санаторий обойтись без вливания нового, постороннего, человеческого материала не
может.
Унификация культуры, происходящая при глобальном капитализме, повышает мобильность населения, и вот уже турки обживают
Германию, а индийцы - Англию. Постепенно, с примитивизацией всех культур, сведением их к одной, общечеловеческой, культурный барьер
между людьми разных стран стирается, давая свободу великому переселению народов. И если прошлое переселение происходило с
бесчисленными войнами, то это будет самым мирным и тихим из всех возможных. "Белые люди" вымирают по собственной инициативе, отдавая
остальным свое жизненное пространство.
Европа, погрязшая в комфорте, не может закрыть свою экономику от притока чужих рабочих рук - ей нужны дворники и
посудомойки, потому что ни один европеец дворником работать не пойдет - он просто обречен получить образование и, нацепив галстук,
засесть в офис. Националистические движения в Европе, бросаясь громкими лозунгами, на самом деле не знают, что делать, оказавшись у
власти. Их судьба сродни судьбе россиянских коммунистов образца 1996 года. Даже приди они к власти, они ничего бы не смогли
изменить. Европеец, уложенный на койку санатория, может долго возмущаться тем, что кто-то там к нему в страну "понаехал", но никогда
не откажется от услуг понаехавших, точно так же, как и россиянин, которому крайне не симпатично построение коммунизма без колбасы и
пива.
Однако, при всем при этом, Европа и США "держат руку на пульсе" миграционных потоков, регулируя их по мере надобности. К
примеру, американцы, как всегда выжимая из любого события максимальную выгоду, весьма своеобразно использовали "события 11 сентября"
, ужесточив условия въезда и пребывания в США сразу для всех эмигрантов из исламских стран. При том, что большую часть пресловутых
угонщиков самолетов составляли саудиты, санкции коснулись представителей всех исламских стран.
Санаторное руководство, таким образом, достаточно гибко регулирует жизнь новых больных. Оно дробит группы своих новых
граждан. Для них уже не их национальные вожди являются наивысшими авторитетами, нет. Наивысшими авторитетами для них становятся
поп-звезды, celebrity, говорящие на универсальном языке, языке санатория, транквилиторов. Санаторий дробит этнические группы,
переваривая их, делая управляемыми. Мусульманские диаспоры, сопротивлявшиеся растворению в санатории, получили урок - или стать
менее мусульманскими, или потерять равные возможности с другими диаспорами эмигрантов, составляющими основу нового поколения
технических специалистов. В случае усиления и объединения какой-либо другой диаспоры, она рискует получить такой же урок. Шпионами
или террористами могут быть объявлены не только пакистанцы-мусульмане, но и индийцы, китайцы. Объявлены на таких же смехотворных
основаниях. Санаторий опять будет действовать на своих новых больных при помощи каталки, заставленной баночками транквилизаторов.
Больной должны проявлять лояльность, иначе врач откатит каталку от койки. Вместо концлагерного "лупить или не лупить кнутом" -
санаторное "кормить или не кормить пряником".
Отгородив себя от остального мира границами стран "золотого миллиарда", санаторий провел черту между донором
человеческого материала - Азией, Африкой и Южной Америкой, и акцептором - Европой и Соединенными Штатами. Страны, зажатые между
двумя этими группами, заняли промежуточное положение. В них процесс идет в двух направлениях, как, например, в России. Все больше
русских уезжает на запад, в Европу и США, но при этом все больше и больше людей переселяется в Россию с Кавказа и из Азии.
Конечно, страны-доноры и рады бы поставить у себя свои собственные пылесосы для населения, величественные громады
мегаполисов, однако санаторий зорко следит за тем, чтобы этого не произошло при помощи санаторной экономики.