От Yu P Ответить на сообщение
К Вячеслав
Дата 06.06.2004 18:19:15 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Re: Вы подняли...

Приветствую!

>>>> 1. Мирное время ослабляет стимулы борьбы за выживание и усиливает - за удовольствия.
>>> Детей куда отнести, к удовольствиям или к стимулам борьбы за выживание?
Дети – это сложное явление. Там всё можно найти. Это не много не по главной теме.
>… я когда задавал вопрос, то имел в виду, чем является воспитание детей для родителей – удовольствием или борьбой за выживание? Уверен, что в общем виде (вне культурного контекста) на это вопрос не ответить.
Согласен. По поводу воспитания детей у меня есть только самые общие слова и рекомендации, тем более в этом деле у меня самого большие проблемы. Пока по важности на первое место ставлю проблемы взрослых. Про детей я вспомнил только потому, чтобы показать возможный механизм «эгоизации» всего общества в мирное время и неизбежно возникающие в связи с тем проблемы уменьшения некоторой доли (усл.) альтруизма (проще: обострения противоречий).
>Не для всех. Для наркомана, например, все не так.
Не о них речь.
>> Вообще-то, с религией по глубине воздействия и по долговечности ни одна идеология сравнться не может.
>Не согласен, т.к. для идеологии религия всего лишь платформа (как и любое другое мировоззрение), т.е. они не сравнимы. Однако в основной оценки роли религии вы правы.
С точки зрения диалектики в вашей формуле при желании можно усмотреть противоречия. Я не очень специалист в этих делах, к тому же к заявленной теме это прямого отношения не имеет. Но, если Вас зинтересует, могу сказать, что даже самая совершенная диалектика как логика не сможет опровергнуть религиозного верования (сознания). А любую идеологию сможет. Для части человечества религия будет вечным спутником.
>Применительно же к советской идеологии платформой являлись химерическая смесь православия с марксизмом. Ох, боюсь прав Александр и марксизм действительно выбил у советской идеологии «национальную почву».
А подмена коллективной собственности на «общественную», «общенародную», государственную, похоже, ослабила и общинный русский менталитет.
В сответствии с д.законом можно с уверенностью утверждать, что на «национальной почве» всегда будет твёрдо стоять лишь часть любой нации, причём, возможно, не самая большая. Но вопросы для нации, государства типа «быть или не быть» решаются не поднятием рук при голосовании, а более сложными внутренними защитными процессами. По моим личным представлениям парная конструкция экономики должна включить дополнительные защитные процессы, а заодно и развести официальные идеологии коллективистов, частников, верующих (верующие будут больше тяготеть к частникам).
В любом случае это вопросы второго плана. Важнейший – о коллективной собственности, владение которой должно вырабатывать в значительной мере иную психологию, иные моральные ценности по сравнению с частником. В этом есть главное условие взаимозависимостей двух противоположностей, их мирного сосуществования. К слову: собственник (производительных сил) есть главный создатель материальных богатств и моральных ценностей. Партии, которые не представляют интересы собственника, ничего не смогут добиться мирным путём.
>> Под собственностью я имею ввиду как частную, так и коллективную.
>По вашему получается что у советских людей и коллективной собственности не было?
Формально – была (колхозы, кооперативы). Однако той, которая требуется для принципиально Нового типа общества, нет. Отдалённо похожей, была. Такой же, которую никогда и никому не отдали бы, имея на то и юридические, и моральные, и психологические основания, не было. Если же с чего-то начинать, то «наскрести» что-то можно было бы. Коллективная собственность должна быть очень хорошо интегрирована как внутри себя, так и по отношению к другим видам собственности, иметь единое экономическое руководство, свою политическую партию (кстати, здесь совершенно свободная ниша). Всё это вместе должно представлять реальные экономическую и политическую силы, с которыми уже невозможно будет не считаться. Несколько лет назад я слышал об успешно действующих кооперативах, которые по внутренней организации могли бы служить прообразом искомого типа собственности. Плохо знаю о кооперации в сталинское время. Совсем не знаю - в послесталинское. Но всё равно считаю, что не всё потеряно.

>> Если это не связано с выживанием, то собственность даёт самые сильные стимулы.
>Опять не понял, какие именно стимулы: рожать – не рожать, воспитывать самому – доверить школе?
Стимулы приумножать её и защищать. Будут решены эти проблемы, будут решены и не только эти.
>> Можно, но на мой взгляд НЕДОБОР в воспитнии является самым реальным моментом.
>Проясните значение понятия НЕДОБОР в воспитании? Оно как-то связано с перечисленными факторами?
Спасибо, Вы очень внимательно читаете. Написано было мной крайне небрежно. Вопрос это был не самый главый, поэтому, если ответ останется снова не убедительным, снимем его. Повторюсь с уточнениями. Схема такая: дети рождаются эгоистами (им же на первом этапе жизни нужно просто выжить даже с помощью мамы). Затем в процессе воспитания дети учатся как эгоизму, так и альтруизму. Некоторым естественным пределом воспитания детей есть уровень эгоизма и альтруизма в современном им обществе. Так вот, высказывается предположение (личная убеждённость), что везде, а особенно в послевоенном СССР и России, несмотря на все усилия взрослых, каждое новое поколение в мирное относительно благополучное время всегда больше усваивает эгоистических навыков (привычек) и меньше альтруистических. В результате в обществе в целом усиливаются эгоистические начала и ослабляются альтруистические (недобор). Это чревато нарастаиванием внутренних (да и не только) противоречий. Парная структура как раз и приспособлена, чтобы достаточно просто решать такие житейские проблемы.
С уважением.