От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 11.03.2004 22:58:02 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Чего лишается школа, закрывшись от родителей?(*+)

http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=11&menu_id=30§ion_id=1841&alt_menu=-1

Чего лишается школа, закрывшись от родителей?



Публикации



Еженедельник "Управление школой"
N 45 (336) 1 - 7 декабря 2003






Как видят школу родители? Пожалуй, наиболее полную картину, во всяком случае касательно российских школ, можно получить, зайдя на
авторский сайт питерского педагога Ирины Хоменко (www.inter-pedagogika.ru). При знакомстве с размещенными здесь
диалогами и размышлениями становится очевидно, что многие родители хорошо представляют, чего они хотят от образования и считают, что
готовы к сотрудничеству со школой гораздо больше, чем сама школа.
Об этом наш разговор с доцентом кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, кандидатом педагогических наук Ириной Хоменко.

- Ирина Алексеевна, Вы давно общаетесь с родителями <напрямую>, в режиме диалога. Какие школы сегодня, на Ваш взгляд, наиболее
привлекательны для родителей и почему?

И.Х.Наш сайт был создан в первую очередь как виртуальная открытая площадка, на которой каждый человек, которого волнуют проблемы
образования, мог обсудить их с другими людьми. В общем-то, в большей мере это исследовательский проект, с помощью которого можно
посмотреть, как протекают внутренние процессы в современной российской семье, какие ценности и приоритеты она имеет, через какие
кризисы проходит. Поскольку сайт тематический, то много дискуссий ведется о качестве школьного и внешкольного образования, критериях
выбора школы, способах сотрудничества с ней или методов решения школьных конфликтов.

Естественно, интересно посмотреть, по каким же критериям современные родители выбирают школу.
Надо сказать, что в последние три года рейтинг здесь довольно стабильный.

Первая ценность, которая характерна для большинства родителей, это психологический комфорт ребенка.
Подавляющее большинство родителей хотят, чтобы их ребенок <стал хорошим порядочным человеком>, не привыкшим к унижениям и уважающий
других. Поэтому родителям важно, чтобы в школе была благоприятная атмосфера, уважительное отношение к ребенку, чтобы на детей не
кричали, не навешивали ярлыки, не выворачивали карманы. За это родители готовы платить ( и платят!) той <валютой>, которую требует
школа. Жаль, но чаще всего это взятки, подарки, частные услуги. Знаете, какая самая горячая тема в предпраздничных обсуждениях? <Что
подарить учителю?>. Вот на этой почве рождается много конфликтов. И прежде всего между самими родителями - теми, кто легко выделяет
деньги на такие подарки и теми, кто не очень:
Сами по себе подарки, конечно, нужны и важны, это традиция, и в ней нет ничего плохого. Но все же подарок - дело добровольное:

Вторая ценность - это ориентация на специализацию школы.
В последнее время значительно увеличилась престижность школ с углубленным изучением каких-либо предметов. Родители понимают, - если
у ребенка есть склонности, скажем, к изучению иностранных языков, в этой школе они не будут оставлены без внимания.
Хотя замечу, что явных предпочтений относительно будущей профессии своего ребенка родители, как правило, не имеют. В большей мере
они ориентируются на школу, которая дает знания, позволяющие ребенку продолжать образование. И если школе удается не только развить
то, что было заложено, но и <обнаружить> новые таланты, - меру благодарности пап и мам сложно переоценить.

Третья особенность состоит в том, что выбор школы в очень большой степени детерминируется укладом семьи.
Родители, семейная жизнь которых далека от демократических идеалов, не считают нужным, чтобы эти идеалы воплощались в школе. Иногда
они даже предпочитают, чтобы учителя держали ребенка в <ежовых рукавицах>, но <делали из него человека>.
Почему выживает авторитарная школа? Родители считают, что школа с авторитарными установками - это способ защиты ребенка от
негативного влияния улицы и неблагополучных сверстников. Такая школа сама регулирует свой <устав>, и те дети, которые его нарушают,
исключаются без сожаления - чтобы не <портить> оставшихся.

- Удается ли родителям найти <свою> школу?

И.Х.К сожалению, часто родителям не удается найти ту школу, которая им нужна.
Во-первых, многие школы не имеют своего лица, четко проявленных образовательных и нравственных приоритетов.

Во-вторых, для большинства школ характерна информационная закрытость.
Отдавая ребенка в школу, родители опираются на обрывочные сведения, которые они получают от соседей, друзей, сотрудников вузов, но
крайне редко родитель имеет ясную информацию от самой школы. Существует даже такой способ отсеивания <неподходящих> школ: позвонить
директору и задать несколько вопросов. Если бросает трубку или отсылает к кому-то другому - то в эту школу родитель никогда не
придет. Даже если директор заявляет о своей приверженности гуманистическим принципам и демократии.
Не нужно обладать специальными знаниями, чтобы понять: первый признак демократии - это открытость информации. Если руководство школы
не готово предоставить сведения об образовательных программах или показать Устав, то ничего кроме недоверия это вызвать не может.
Раз скрывают, - значит, есть что. Такова логика родителей.

Однако 90 процентов школ даже не декларируют ценности, на основе которых они выстраивают свое образовательное пространство. Один
папа на нашем форуме, обойдя несколько школ своего района, пытался выяснить, у скольких из них есть свои собственные концепции, чем
они отличаются одна от другой? Увы, ему это так и не удалось:
Более того - по его словам, его вопросы поставили руководство школ в замешательство:

Но интерес-то этот не праздный. Наиболее продвинутые родители (те, которые могли бы стать активом школы) хотят ясно представлять
себе степень <совпадаемости> своих ценностей с ценностями образовательного учреждения. И они готовы поддерживать (в том числе и
финансово) только ту школу, с которой им <по пути>.

- А у родителей есть стремление активно участвовать в делах школы?

И.Х.Родители многократно больше, чем учителя, настроены на диалог. Об этом свидетельствуют не только обращения на наши форумы, в
которых родители просят совета (<Как предложить свою помощь школе?>), но и специальные исследования.

Два года назад в рамках проекта <Хорошая школа> мы изучали, какую информацию хотели бы получать родители от школы. Если округлить
цифры, то можно сказать, что примерно 80 процентов хотят получать информацию о ребенке, около 40 - информацию о школе, около 60 - о
квалификации и достижениях учителей, около 30 интересуются глобальными вопросами образования. По другим данным, больше половины
родителей выражают готовность помогать школе, если школа будет вести себя более доброжелательно. Вы представляете, какой потенциал
пропадает?

Естественно, что в основном родители ориентированы на персональную информацию о ребенке, но больше трети из них хотели бы знать о
том, как развивается ребенок в контексте детского сообщества, какие у него отношения с другими детьми, какая атмосфера в классе?
Дружат дети или не дружат? Делятся ли между собой новостями, списывают ли, <закладывают> или нет? Это все очень важные вопросы! Без
этой информации родителям сложно понять, как реагировать на детские конфликты или прогулы, или влюбленности:
К сожалению, учителя сужают информационный обмен до обсуждения сугубо утилитарных, связанных с обучением вопросов. Редкий учитель на
родительском собрании говорит о развитии класса как сообщества, а в личной беседе с родителями - о развитии ребенка как человека.

На родительских собраниях постоянно, раз за разом, <песочат> проблемы обучения и дисциплины, поэтому и родитель постепенно встает на
те же академические рельсы. Он говорит: хочу воспитать хорошего человека, а воспитывает всего лишь ученика, функцию.
Да я и сама, помню, почти год отучала ребенка, когда он приходил из школы, в первую очередь говорить о своих отметках. Просто
однажды заметила - я спрашиваю его: <Как дела?>, а он мне: <По русскому <4>, по английскому <5>>! <Нет, говорю, - я не об этом! Ты
мне про жизнь свою расскажи, а не про отметки!>. Со временем научился:

- Получается, что школа использует влияние родителей, как мощный стимул, способный подвинуть ребенка к учебе. Но ведь помимо
обучения в школе с детьми еще много чего происходит....

И.Х.Учеба - дело важное. Но не основное для ребенка. На мой взгляд, куда важнее научить детей социальным навыкам, умению ставить
СВОИ цели и достигать их СВОИМИ путями. Когда ребенок конфликтует с миром, поверьте, ему не до учебы:

Замкнутость школы приводит к обострению конфликтов, которые можно было бы легко разрешить при большей информационной прозрачности.
К примеру, мне известен случай, когда мальчика избивали его одноклассники только за то, что он, претендуя на статус члена одной из
неформальных подростковых группировок, одевался <не по форме>. Мальчик стеснялся попросить у мамы денег на <правильную> футболку
ценой в 100 рублей, а мама даже не догадывалась, в чем причина синяков и ссадин ее сына, хотя в школе это было известно многим.

В другой школе учителя, у которых явно не складывались отношения с классом, постоянно шантажировали детей тем, что <откажутся от
них>, не будут заниматься с ними внеклассной работой. Они предпочли во всем обвинить детей, даже не пытаясь вместе с родителями
разобраться в ситуации. <Не могу одного понять, почему они родителей не привлекают, а все
свалили на детей?> - с горечью написала одна посетительница нашего сайта, - У нас в большинстве своем адекватные родители, вместе
что-нибудь придумали бы>. Мне тогда захотелось сделать из этого обращения плакат и повесить его во всех учительских:

- Наверное, при большей открытости, школа могла бы рассчитывать и на большую финансовую помощь?

И.Х. Естественно. Редкий родитель не понимает, что образование стоит денег. Во всех исследованиях, где задаётся вопрос о том, какие
статьи расходов в семье являются главными, образование стоит на одном из первых мест - семья готова к этим инвестициям. Однако, к
сожалению, большая часть этих расходов идет не в школу.

-Почему?

И.Х.Потому что сегодня школа не может предложить родителям то, за что они будут рады заплатить. Мне вспомнился один эпизод на
семинаре потенциальных попечителей. Один предприниматель с болью в голосе сказал: <Да разве отправил бы я своего ребенка в Сорбонну,
если бы здесь мог обеспечить ей образование такого же качества? Разве нашей школе не нужны были эти 25 тысяч долларов, которые наша
семья заплатила за ее обучение?:Так дайте то, что МНЕ нужно!>
Понимаете?:

Тут еще один момент есть: В последнее время родители, выбирая школу, обращают внимание на то, какова позиция школы по отношению к
самим родителям, их участию в образовательном процессе.
Конечно, есть взрослые, которые сдают ребенка в школу как в <камеру хранения>. Но эта часть и не претендует на внимание педагогов.
А есть и другие - те, которым не все равно и которые готовы <вникать> во все проблемы школьной жизни.
Вычислить сразу тех и других проблематично. Значит, остается один путь: работать со всеми так, чтобы у первых появилось желание
сотрудничать, а у вторых - возможности.

-А чем реально родители могут помочь школе? Кроме денег, конечно:

И.Х.Как показывает практика, родительские деньги - это не главный ресурс. Я бы даже сказала, что никакие абстрактные родительские
<вливания> не сделают школу лучше. Гораздо важнее создать саморазвивающуюся открытую систему, при которой именно родители будут
инициировать, поддерживать и укреплять школьные традиции.
Когда родители чувствуют себя полноценными участниками всего того, что происходит в школе и уверены, что их средства будут потрачены
на важные и нужные детям вещи, они вносят даже больший вклад, чем тот, на который рассчитывает школа.

Например, у нас в Петербурге есть школы, в которых родители участвуют в подготовке общешкольных родительских собраний. В Ижевске, я
знаю, родители совместно с педагогами разрабатывают образовательные программы, в Пензе берут на себя всю досуговую деятельность,
включая организацию летнего отдыха детей на море. И все расходы, связанные со своей <инициативностью>, несут тоже родители. Правда
же, это удобно?
Но, - повторю, - родитель никогда не будет платить за то, чего он не понимает. Собственно, это обычный закон рынка: человек покупает
только ту вещь, которая может удовлетворить его запросы. Вот с определения запроса и нужно начинать.

Беседовал Анатолий ВИТКОВСКИЙ