От Pout Ответить на сообщение
К Iva Ответить по почте
Дата 27.02.2004 07:46:08 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Манипуляция; Версия для печати

"Финансовое банкротство России". Статью обсуждали на ВИФе

целиком она была тогда же выложена. Года 1.5 назад.

Статья большая и довольно давняя, что отразилось при обсуждении -
конечно, есть более свежие работы, детализующие картину. Стиль вашей
дискуссии не располагает к углублению в бросание неделями
односложными обрывками "что-то вспомнил, а может нет".

Iva сообщил в новостях следующее:110764@kmf...
> Т.е. видно, что никакой долговой ямы нет, есть продуманная политика
развития страны.
>
> Долг потихоньку возавращался. Где то я цифирь долга по годам видел -
там пик на 1907 год приходится. Дальше снижение.
>

Плохо видел, значит. С точностью до наоборот. Там дальше рост и
банкротство страны, из которого выход смогла найти, конечно, только
большевистская власть. То же и с другими хозяйственными функциями.

"пятый год с тобою обок
а ты только дусь да дусь"


(цитаты)
Хозяйство "великой русской державы" под контролем приказчиков Ротшильда
и Блейхредера

Долг составил (на 1 января): в 1914 г.-8,8 млрд. руб., 1915 г.-10,5
млрд., 1916 г.-18,9. 1917 г.-33,6, а к 1 июля 1917 г. достиг уже 43,9
млрд. руб. Ожидалось, что к началу 1918 г. он поднимется до 60 млрд.
руб.



ЭКО 11+1987
ФИНАНСОВОЕ БАНКРОТСТВО ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Ю. П. ВОРОНОВ,
кандидат экономических наук,
Новосибирск
(два отрывка)
....
ВЕЛИЧИНА ДОЛГА
Исчисление государственного долга России показывает, что взаимоотношения
между государством и его внешними и внутренними кредиторами не могли
быть разорваны сразу.
Государственный долг к началу 1917 г. составлял 33 млрд. руб., к
концу-60 млрд. Каждый год требовалось платить более 3 млрд. руб. по
процентам. Эти цифры взяты из доклада В. П. Милютина. Они присутствуют и
в докладе директора департамента Государственного казначейства
Дементьева, опубликованном 10 лет спустя. В нем приведена динамика
русского государственного долга "с причислением к государственным долгам
также и краткосрочных обязательств, замена которых долгосрочными
займами - лишь вопрос времени" [14]. Долг составил (на 1 января): в 1914
г.-8,8 млрд. руб., 1915 г.-10,5 млрд., 1916 г.-18,9. 1917 г.-33,6, а к 1
июля 1917 г. достиг уже 43,9 млрд. руб. Ожидалось, что к началу 1918 г.
он поднимется до 60 млрд. руб.
Фактически до 60-миллиардного долга не дотянули, поскольку кредиторы не
проявили активного желания девать взаймы. Мы сталкиваемся с одной из
многочисленных тонкостей исчисления государственного долга России в 1917
г. И она, и другие свидетельствуют: нельзя охарактеризовать
государственный долг одной суммой. Мы сразу столкнулись с тем, что дело
не столько в сумме долга сколько в невозможности превратить
краткосрочные обязательства в долгосрочные.
"Надо изыскивать для полного покрытия всех расходов до конца 1917 г.
около 15 млрд. руб."[15],-писал Дементьев. Столько же удалось изыскать
за три года войны. Об этом же - нервные телеграммы министра торговли и
промышленности Временного правительства Терещенко от 18 августа 1917 г.
русским послам по Франции, Англии и США.
Таблица 1
Структура государственного долга России в конце 1917 г
В млрд. руб. В % к общей сумме
долгосрочный краткосрочный Итого долгосрочный краткосрочный Итого
Внешний 4.3 9.0 13.3 11.9 24.7 36.6
Внутренний 17.3 5.6 22.9 47.8 15.6 63.4
ИТОГО 21.6 14.6 36.2 59.7 40.3 100


Особенная канцелярия по кредитной части Министерства финансов
сохранилась после Октябрьской революции внутри Наркомата финансов. Ее
отчет за период с октября 1916 г. по август 1918 г. был обнаружен
историком-экономистом И. Ф. Гиндиным и опубликован им в 1957 г. Согласно
этому отчету российский долг в 1918 г. складывался из трех частей:
o долгов, заключенных в рублях, равных 1/10 империала, т. е. сделанных
до реформы 1895-1897 гг.,- 2,8 млрд. руб.;
o долгов, заключенных в рублях, равных 1/15 империала, т. е. сделанных
после упомянутой реформы,- 21.6 млрд. руб.;
o краткосрочных обязательств казначейства - 33,4 млрд. руб.
Из общей суммы долгосрочного долга в 24,4 млрд. руб. 3,3 млрд.
составляли бессрочные (рентные) долги, при чем основная их часть еще
содержала сроки погашения займов.
Краткосрочные обязательства выпускались казначейством как процентные
бумаги (сродни современным облигациям). До конца 1915 г. они были 4- и
5-прбцентными, а впоследствии - только 5-процентными. Кредитные
казначейские обязательства пускались в оборот в качестве бумажных денег
или передавались Госбанку как обязательства государства, где они
считались активами (чуть ли не наравне с золотом) и давали право на
эмиссию соответствующего количества банкнот. Иными словами, эмиссия
бумажных денег оформлялась как задолженность казначейства Госбанку. Эта
хитрость была основной до 1917г. На 23 октября таких обязательств
находилось "в обеспечении" на 15,5 млрд. руб., что расходится с
приведенной выше цифрой отчета Особенной канцелярии на 8,9 млрд. руб. По
оценкам, а обращении на 1 сентября 1917 г. находилось 4- и 5-процентных
обязательств примерно на 5,4 млрд. руб. Следовательно, расхождение
составляет уже 3,5 млрд. руб.
Но откуда могло появиться даже оно? Единственная правдоподобная версия:
эти казначейские обязательства поступали в Госбанк "под обеспечение"
эмиссии уже после Октябрьского вооруженного восстания. Во всяком случае
после взятия Зимнего Совет Министров Временного правительства,
состоявший из неарестованных товарищей (заместителей) министров, принял
решение об увеличении эмиссионного права Госбанка на 1 млрд. руб. Оно
было принято в рамках предыдущего решения Временного правительства о
принципиальной возможности увеличить эмиссионное право Госбанка на 25
млрд. руб. 6 октября повышение было санкционировано всего на 16,5 млрд.
руб., и эта квота к 23 октября была почти использована. Оставалось
выпустить денег на 1 млрд. руб. Это и было разрешено в ноябре, несмотря
на то, что у власти уже находились большевики. Вместе с тем, как
отмечает И. Ф. Гиндин, продолжала существовать принципиальная (правовая)
возможность повышения эмиссии до 25 млрд. руб. Хотя после Октябрьской
революции эти манипуляции потеряли смысл (правда, в них и ранее не было
особого смысла - Ю. В.), денежная эмиссия Государственного банка за
последнюю неделю октября 1917 г. увеличилась на 2,5 млрд. руб. Не
исключено, что чиновники Кредитной канцелярии продолжали передавать в
Госбанк кредитные обязательства казначейства сверх 1 млрд. руб. [16] .

Помимо приведенной суммы долга, существовали еще две статьи: гарантии по
железнодорожным займам и долги по закладным листам. Их общая сумма
составляла 5,4 млрд. руб. С ее добавлением структура долга несколько
менялась (см. табл. 2). Еще больше увеличивалась доля долгосрочного
внутреннего долга - он превышал половину. Принципиальным допущением при
такой добавке является отнесение этих дополнительных 5,4 млрд. руб. к
долгосрочному долгу.
Таблица 2.
Структура государственного долга России с учетом железнодорожных
займов и закладных листов в конце 1917 г
В млрд. руб. В % к общей сумме
долгосрочный краткосрочный Итого долгосрочный краткосрочный Итого
Внешний 5.9 9.0 14.9 14.2 21.5 35.7
Внутренний 21.1 5.6 26.7 50.7 13.6 64.3
ИТОГО 27.0 14.6 41.6 64.9 35.1 100


.....

Только ясное понимание обстановки и твердая рука большевистской партии
были способны перетащить хозяйство через разруху и сохранить
экономическую независимость страны.
Путь к социализму начинался с решения проблемы государственного
банкротства России - шага, оказавшегося не под силу соглашателям -
социалистам из Временного правительства. Четыре меньшевика сидели там
напротив четырех кадетов и два эсера - напротив двух прогрессистов.
Баланс сил приводил к тому, что Временному правительству было не до
социализма. Более того, любые меры выхода из финансового банкротства, на
которые в иных условиях пошли бы и буржуазные правительства, оказались
противникам Октября не под силу.

ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БАНКРОТСТВО?
Термин этот представляется сегодня довольно абстрактным: долгое время
его вообще не употребляли, потом он появлялся время от времени при
обсуждении неоплатного долга развивающихся стран, да еще промелькнул при
мимолетных обсуждениях финансовой стороны польских событий 1980 года. Но
в 1917 г. государственное банкротство воспринималось как вполне
реальное, наиболее вероятное будущее нашей Родины.
Классическим банкротством, моделью для вооруженной интервенции союзников
в Советскую Россию можно считать государственное банкротство Египта в
1876 г., сопровождавшееся показной оккупацией. Остановимся на нем
подробнее.
Египет тех лет находился в вассальной (и во многом формальной)
зависимости от Турции. Его правитель - хедив Измаил имел право брать
внешние займы. К 1876 г. он назанимал у банкиров разных стран столько,
что вынужден был объявить об отсрочке платежей на три месяца.
По нынешним меркам это не такой уж большой грех: Перу, Заир и Бразилия
объявили в одностороннем порядке, что их выплаты по внешним займам не
будут превышать фиксированной доли внешнеторговых поступлений и пусть
кредиторы делают, что хотят. В 1896 г. подобную меру применили
Португалия и Греция. В английских правительственных кругах тогда всерьез
обсуждался вопрос о захвате португальских колоний, но прежде, чем
решились на захваты, началась франко-португальская война. "X. 1898:
Договор Англии и Германии: делят колонии Португалии ("на случай" ее
финансовой несостоятельности)..." [4]- запишет впоследствии В. И. Ленин
в "Тетрадях по империализму".
В последней четверти XIX века отсрочки платежей на три месяца было
достаточно, чтобы страны-кредиторы Египта создали Комиссию долговой
кассы - специальный орган для вычета из бюджетных поступлений средств на
уплату процентов по долгу. Сначала в нее входили три комиссара: француз,
итальянец и австриец. В 1877 г. к ним присоединился англичанин, в 1885
г,- русский и немец. Долг в 2,3 млрд. франков (7% годовых, которые
впоследствии понижались) предстояло покрыть за 65 лет. Хедива вынудили
назначить сверх Комиссии двух генеральных контролеров: англичанина и
француза - представителей главных стран-кредиторов. Первый в 1878 г.
стал министром финансов Египта, второй - министром общественных работ.
Хедив пробовал избавиться от 65-летней долговой кабалы двумя
противоречащими друг другу способами. Специально для западноевропейских
кредиторов он играл роль прогрессивного реформатора, а внутри страны
поощрял волнения против засилия иностранцев. Двойная игра была замечена,
Измаила сместили. В 1882 г. действительно произошло восстание египтян
Под руководством Араби-паши, которое было подавлено. Основная часть
Египта попала под английскую оккупацию. Англичане жаждали опередить
сокредиторов-французов.
К 1898 г. (году выхода сборника Ленина "Экономические этюды и статьи")
переплетение иностранных интересов в Египте оказалось до удивления
запутанным. Армия, полиция и санитарное ведомство принадлежала-
англичанам. Государственными школами заведовал француз, соответственно
строилось преподавание. "'" Плантации сахарного тростника из личных
владений хедива перешли в уплату долга французам. Они продали их
англичанам, но французский управленческий персонал там остался.
Англичане взимали за вывоз сахара-сырца пошлину. Это было просто,
поскольку они управляли египетскими таможнями. Египет уже не в уплату
долга, а по особому соглашению на оставшиеся средства содержал
пятитысячный английский оккупационный корпус.
Обанкротившийся Египет - отнюдь не экзотика вроде сфинкса и пирамид.
Тогда было бы неразумно рассматривать его судьбу как вариант российской.
Государственных банкротств в XIX веке было предостаточно: четыре
австрийских, четыре испанских, три португальских, два греческих, три
финансовых банкротства пережила Турция.
Каждый выход из банкротства был специфическим. Турецкое банкротство 1876
г. привело к созданию в 1881 г. Conseil d'administration de la debt
publigue Ottomane (в него вошли семь турок, грек, немец, итальянец,
француз, по представителю от Австро-Венгрии и англо-голландской группы
банков). Банкротство Греции 1893 г. обернулось продлением
государственного долга - предоставлением нового займа в 1897 г. при
условии полного контроля за возвратом долга со стороны Комиссии долговой
кассы, контролировавшей доходы по статьям (соль, керосин, табак,
гербовый сбор и таможня порта Пирей). Впервые в истории государственных
банкротств комиссия состояла из представителей правительств, а не
банков. Наложим эти две даты на отечественную историю. В..И. Ленин в
1893 г. приехал в Петербург, через два года организовал "Союз борьбы за
освобождение рабочего класса". А о новом греческом займе он узнал уже в
Шушенском.
Начало XX века ознаменовалось репрессивными мерами по от ношению к
неаккуратным плательщикам. В 1902 г. (В. И. Ленин был в Париже) французы
оккупировали центр острова Лесбос - г. Митилену - за отказ греческого
правительства удовлетворить законные требования двух французских
банкиров. В том же году объединенный флот стран-кредиторов (Англии,
Германии и Италии) начал блокаду берегов Венесуэлы, бомбардировал "для
острастки" форт Сан-Карлос, "1903: Выколачивают долги из Венесуэлы
(бомбардировкой): Германия + Англия + Италия"-ленинская запись в
"Тетрадях по империализму" [5].
15 января 1902 г. в "Искре" появилась статья В. И. Ленина, в которой
вскрывались условия получения министром финансов России С. Ю. Витте
нового крупного займа на Западе. Фактически это был заем под залог- мера
редкая во взаимоотношениях с независимым госдарством. "...Ссылки на
специальные государственные имущества в обеспечение государственных
займов делала до сих пор из всех европейских стран одна только Турция. И
эти ссылки вели естественно к тому, что иностранные кредиторы налагали
свой контроль на распоряжение тем имуществом, которое должно обеспечить
возврат данных ими взаймы денег. Хозяйство "великой русской державы" под
контролем приказчиков Ротшильда и Блейхредера: какую блестящую
перспективу открываете вы нам, г. Витте!" [6]
Кредиторам от военных демаршей доставалось преимущественно моральное
удовлетворение. Из-за этого проблема неуплаты долгов обсуждалась на
Гаагской мирной конференции в 1907 г., собравшей представителей 44
стран. Была принята конвенция "Об ограничениях в применении силы при
взыскании по договорным долговым обязательствам". Напрасно мы искали бы
в ней принципы воспрепятствования вооруженному вмешательству как ответу
на государственное банкротство. Нет, в центре ее находятся четыре
исключения, когда вооруженное нападение считается юридически
обоснованным: если правительство государства - банкрота отклоняет
третейское разбирательство; не отвечает на предложения о таком
разбирательстве; делает своими действиями разбирательство невозможным;
уклоняется от выполнения решения, вынесенного третейским судом.


...
В заключение - замечание относительно определения "принудительный".
Очевидно, что мы воспринимаем его иначе, чем большевики семнадцатого
года, и даже не так, как обыватели тех лет. 20-летие экономической
успокоенности вогнало в сознание каждого из нас утробное и, как правило,
неосознаваемое отвращение ко всему, что может восприниматься как насилие
над устоявшимся и мирно текущим порядком.
Но в 1917 г. прилагательное "принудительный" не отталкивало, а
привлекало. Выход из финансового банкротства России лежал в
сознательном отказе от пустопорожней говорильни и переходе к мерам,
которые действительно выводили страну из экономического тупика.