будем делать паровозы (Паршев в"Огоньке"(*))
www.ropnet.ru/ogonyok/win/200111/11-12-16.html
...
по сравнению с тем, что написано в моей книжке, я в последнее время несколько смягчил свою позицию по поводу неконвертируемости рубля. Может быть какая-то ограниченная конвертация. Вот ведь не все же страны допускают свободную конвертацию. У Финляндии, например, есть какие-то ограничения в конвертации.
-- Насколько я знаю, Финляндия сейчас вступила в зону евро.
-- Может быть... Но вот у Китая точно есть ограничения в конвертации, у других стран они есть... Допустим, получили мы валюту за товары, проданные на внешний рынок, так часть ее можно пустить на закупку импорта, а часть -- на внутренний наш рынок, чтобы граждане могли купить себе доллары, скажем, на поездку за рубеж... Поймите, не сама по себе конвертация страшна. Опасен вывоз капитала. И здесь нужно, на мой взгляд, разделить деньги и капитал, то есть потребительскую валюту и валюту, участвующую в процессе производства. Вот, к примеру, раньше в СССР был «нал» и был «безнал», это были два денежных контура, которые не пересекались. Наличные -- это потребительские деньги, а «безнал» -- производственные. А потом, во времена Горбачева, Рыжков подписал решение о возможности перевода «безнала» в «нал», плотина была прорвана -- и понеслось... Началось проедание капитала.
-- Как же можно отличить доллар потребительский от доллара производственного, у них же на лбу не написано, у этих президентов зеленых?
-- Учет и контроль, учет и контроль! Нужно буквально отслеживать каждый доллар. Хотя вопросы эти сложные, и, честно говоря, у меня у самого нет пока четкой картины. Я не знаю ответа.
...
Вопрос первый: что же конкретно мы будем продавать?
(Долгая горькая пауза...)
-- Мы, наверное, мало чем можем торговать. Я не знаю... Ну, будем же мы производить что-то для себя -- станки, танки, самолеты... Вот эти станки, танки, самолеты и станем предлагать мировому рынку. Еще железнодорожную технику, паровозы...
-- Какие паровозы?
-- Я думаю, эра тепловозов проходит. Жидкого топлива скоро не останется либо его будет слишком мало. Топить придется углем, которого много. Значит, придется возвращаться к паровозам. Мне рассказывали знающие люди, что основная проблема паровозов была в несовершенстве котлов. Но с той поры техника шагнула вперед, изобрели более совершенные котлы. Так что у паровозов большое будущее. Пароходы будем делать...
...