От Scavenger Ответить на сообщение
К Дм. Ниткин
Дата 13.10.2005 16:15:36 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Тексты; Версия для печати

Re: Не за что

>их не интересовала судьба «реакционных народов»

//их вообще не интересовала судьба народов (этносов). Этнические особенности должны были отмереть в ближайшем будущем, вместе с классовыми и религиозными.//

Они выступали за нации и против национальностей до полного исчезновения всех наций.

>но и тогда представляли себе Россию как «жандарма Европы в Азии», прогрессивного цивилизатора по отношению к азиатам, но по отношению к европейцам – опасного.

//По-моему, гаданий на тему "а что будет, если Россия... просто не было. Де факто, Россия была цивилизатором для Востока и варварской периферией для Запада. Из этого и исходили.//

Де-факто Россия не угнетала национальности Востока как это делали европейцы и не истребляла этносы, а включала их в сферу своего развития. Она не была «цивилизатором» в этом смысле. Точно так же объективно Россия не являлась варварской по западным меркам. Иначе варварским государством следует назвать и США, которые избавились от рабовладения в то же время, что Россия избавилась от крепостного права.

Маркс и Энгельс отличали народ от нации и представляли себе нации в европейском смысле. Поэтому вопрос о национальных отношениях в классическом марксизме неприменим к реалиям России, где нет европейского вида наций, а есть национальности или народности.

//Видно, что Энгельс пишет именно о народностях - об этносах, не имеющих своих государственных образований. И выносит свой вердикт: лучше и не надо! В отношении некоторых народностей он просчитался. А в общем, правильно. Кто не успел - тот опоздал. Государственное строительство в XX веке, после ликвидации колониальной системы, дало гораздо больше отрицательных примеров, чем положительных.//

Дело не в этом, а в том, что государства после освобождения от европейской колониальной системы были выстроены без учета этнических различий, что и породило (в Африке например) – гражданские войны, не утихающие до сих пор.

//Для России и ее народностей вывод Энгельса вполне верный.//

Нет, вообще не верный. Народности России в гораздо большей степени едины культурно и на этническом уровне чем те же западные славяне.

>4. Маркс и Энгельс отстаивали интересы прежде всего своей страны в революционном движении, следовательно марксизм с национальной или даже цивилизационной спецификой возможен.

//Нет. Маркс и Энгельс отстаивали интересы западноевропейской субцивилизации (Германия, Франция, Англия), рассаматривая ее как единое целое.//

Не буду спорить. Я же написал «с цивилизационной спецификой».

>5. Классовый подход Маркса и Энгельса был распространен только на реалии Западной Европы, в описании славянских народностей Римланда или России Маркс и Энгельс пользовались также описаниями с точки зрения этнического и цивилизационного подхода. Поэтому «Манифест…» можно считать обращенным только к европейским пролетариям.

//Других пролетариев тогда и не было.//

Верно.

6. Маркс и Энгельс недооценили революционность крестьянства

//Все правильно они оценили. По отношению к капитализму крестьянство реакционно. По отношению к социализму - тоже.//

Я бы не стал говорить так однозначно. Правда с вашей точки зрения у нас крестьянство в 30-е годы просто исчезло, но это с вашей, экономической точки зрения. Крестьянство показало себя как мощная революционная сила именно во время революции и Гражданской войны.

и переоценили революционность европейского пролетариата, который впоследствии стал партнером буржуазии…

//Конечно, переоценили. Только дело не в том, что пролетариат стал партнером буржуазии. Пролетариат оказался переходящим социальным явлением и быстренько исчез как класс.//

В принципе верно. Он исчез как класс, но история твориться людьми. Не произойди в 1917 году революция никуда он бы не исчез.

>7. Ошибки Маркса и Энгельса, их биологизаторство и другие недостатки присущие им как западным индивидам не должны стать поводом к рассмотрению самого марксизма как чисто расистского идейного течения (т.к. по мере своего развития марксизм стал слишком разнообразен)

//Верно, что стал разнообразен, но есть и еще одна причина. Все социальные теории того времени были расистскими - в той или иной степени. Тезис о "высших" и "низших" расах просто не дискутировался - он был общепринятым.//

Если вспомнить либерализм, то да.

//Если те или иные тезисы вызывают возмущение - почему бы не оттянуться по поводу автора? Никто его за язык не тянул...//

За язык никто не тянул, но если вспомнить, что этнические отношения классический марксизм особо не интересовали, то в принципе можно считать, что Энгельс в данной статье высказывает один из вариантов взглядов на этнические отношения, заимствуя их из теорий того времени без предварительного анализа.

С уважением, Александр