От WLD Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 10.05.2003 07:53:08 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Предмет социологии...


Две недели не имел доступа к сети. Однако ветка все еще висит. Решил дать маленький ответ.

<Философская конвенция объемлет подоснову наук о человеке и может создать
общую методологию. Спиноза.>

Есть сомнение в том, что именно Спиноза должен быть взят как основание общей методологии наук о человеке. Здесь привлекателен тезис, что «субстанция причина самой себя». Приятно и, может быть, в практическом отношении эффективно примерить этот тезис к человеку. Он вроде бы тоже причина самого себя и этакий самодостаточный субъект (все свое несет с собой). Так что и мотивации его действия оказываются принципиально непрозрачными, этакое субстанциональное единство (тождество) души и тела. Однако методология такого рода ведет к потере концепции личности, и я решительно сомневаясь, что таковая (концепция личности) не нужна в философии. Кто же поддержит «человеческое в человеке»? Хотя с некоторыми суждения хочу согласиться.
Например
<Предметом социологии не является человек или поведение вообще. Предметом психологии не являются общественные отношения.>
Да, социология имеет дело с массовыми величинами. Она регистрирует (выявляет) векторы общественного действия. С «поведением вообще» она вроде бы тоже дела не имеет, но с конкретным поведением имеет дело, причем по преимуществу на уровне социальной группы. Это опорное для нее понятие, а не «личность». Здесь спора вроде бы нет. Общественные отношения не предмет психологии. Здесь также нечего возразить. Но должна ли быть предметом психологии личность – это уже предмет для разговора. Понятно, что в рамках бихевиоризма (и не только) личность – конструкт избыточный. Однако без концепции личности психология (социальная психология) сливается в социологией и становится ее средством, возможно утрачивая свой предмет. Человеку нужен идеал (он не может жить без смысла). Если философия и психология, как помощница философии, отказываются от этой своей роли, то на кого уповать? На веру? Кажется, религиозное сознание нашего времени утратило свою возвышающую способность. Протестантизм ее вообще не имел, католицизм ушел в политику, туда же стремится не только ислам, но и православный клир. Вопрос прекраснодушный, должны ли гуманитарные науки «возвысить человека»?

Что же касается эффективности тех или иных рецептурных методик, то против их эффективности возражать нет смысла. Другое дело – истинность. Эффективность может иметь место вопреки последней.
WLD