>И зачем столько ненависти к «эксплуататорам» предпринимателям и к тем, кто накапливает капитал для производства в будущем, – что же, производство могло бы быть организовано и без них? Или, перефразируя Маркса, функции предпринимателя и государственного предпринимателя настолько упростились, что могли бы выполняться кем угодно за зарплату простого рабочего?
Совершенно верно. Тому есть непосредственное подтверждение классика. Читаем у Ленина: "Капиталист" отличается от "простого человека" тем, что он присоединился к банде бессовестных эксплуататоров. Подлость - единственное качество, необходимое предпринимателю. Его дело - учет и контроль производства и распределения, и эти вещи упрощены капитализмом до чрезвычайности, до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифметики и выдачи соответственных расписок ("Государство и революция", ПСС. Т.33. С. 101). Да в эту же тему и пресловутая кухарка: ведь это просто подтверждение тому, что каждый МОЖЕТ - да, при желании, усердии и должной выучке, но может! - быть и руководителем, и предпринимателем, и управленцем. Оказывается, не может-таки...
>Собственно, после этого замечания понимание эксплуатации Ю.И.Семёновым столь же неизбежно рушится, как и традиционное марксистское понимание капиталистической эксплуатации через присвоение «прибавочной стоимости» рушится при осознании того факта, что товары и услуги обмениваются на рынке согласно представлениям людей об их ценности, а не согласно затраченным на их производство трудочасам.
Именно против этого и борются сторонники теории трудовой стоимости. Исключения тот же Рикардо делает исключительно для шедевров - произведений искусства и "вин особого вкуса". Все остальное - строго по ставкамтарифной сетки: ведь классики же признают сквозь зубы существование квалифицированного, сложного труда, хотя и оговариваются, что приобретение квалицикации - заслуга не работника, а общества, а, значит, он как бы и должен претендовать на добавочный продукт.
>Есть ли в этом примере эксплуатация рабочих новым капиталистом? Думается, что нет по следующей причине: те 200 рублей, которые достаются Генрифордову, не созданы трудом рабочих... Следовательно, в этом примере не менее 400 рублей результата работы фабрики следует отнести на труд Генрифордова, который придумал новую организацию... Тем самым, в этом частном примере рабочие эксплуатируют капиталиста, а не наоборот.
>Но это мы привели сюжет единичного повышения зарплаты. На самом же деле, за два последних века наступления капитализма зарплата рабочих повышалась столько раз, что из получаемой зарплаты трудом самих рабочих создано, максимум, процентов пять. Остальное принадлежит не рабочим, и даже не капиталистам (которым по праву принадлежит чистая добавка к общественному продукту), а обществу как держателю технологии и ресурсов, позволивших увеличить во столько раз производимый продукт в пересчёте на одного человека. А уже общество имеет право решить, как наиболее выгодно распределить принадлежащий ему продукт. Одно из возможных решений, стихийно найденное при капитализме, состоит в следующем. В целях ускорения развития общества из созданного продукта приоритетным образом материально поощряются те, благодаря кому этот продукт в первую очередь растёт – предприниматели, создатели новых технологий, накопители капитала.
Хы... забавно, вспомнилось: меня как-то раз тут местные власти обвиняли в том, что я НЕ ХОЧУ эксплуатировать "трудящих": чего это, говорили мне, у вас так мало работников при таком обороте? Нехорошо, дескать, господин-хороший, всю зарплату себе одному забирать, несмотря что налоги и проч.
Конечно, на самом деле глубинное понятие (даже чувство) эксплуатации, ее неприятие, заключается уже в самом факте неравенства, независимо от усилий достижения результата: мало ли, что ты вкалывал с утра до вечера или даже не вкалывал, а как-то по-хитрому извернулся, придумал не то устройство, не то способ, не то просто сообразил, где что лежит, рискнул и заработал - распределять все равно придется по справедливости. А де-факто это означает - поровну (вариант - по душам). И сколько глубже ни копай - ничего из этой логики-философии не откопаешь.