От Игорь Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 17.10.2007 14:58:55 Найти в дереве
Рубрики Война и мир; Версия для печати

Re: Дык, стараюсь...

>>>>>>> например в знаменитой работе Пригожина «От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках» показано как из формы механического движения с атрибутом изотропного времени возникает форма термодинамического (теплового) движения где время не изотропно,
>>>>>>
>>>>>> Вот это не надо, дорогой товарищ ученый, мозги пудрить не разбирающимся в физике форумянам. Не показано у Пригожина, как из формы механического движения с изотропным временем возникает термодинамическая стрела времени. Никак она не возникает, а ПОСТУЛИРУЕТСЯ дополнительным, т.е. внешним по отношению к механике принципом отбора, который из классической динамики никак не может быть выведен. Никак не выводится термодинамика из динамики и Вы это должны знать - зачем же пудрить мозги форумянам?
>>>>>
>>>>
>>>>>Мозги в данном случае пудрите Вы, а точнее пытаетесь замазать довольно нетривиальный результат — введение Пригожиным формализма операторов энтропии, собственного времени и неунитарного преобразования специального вида не коммутирующих не с чем нибудь, а с оператором Лиувилля, что обуславливает появление неизотропного времени и позволяет обосновать введение вероятностного подхода, опираясь при этом на свойства фазового потока (перемешивание как необходимое условие существование операторов, К-поток как достаточное), кои собственно эти операторы и характеризуют, т.е. являются именно описанием новой формы движения — описывают потоки, а не траектории. За подробностями отсылаю к третьей части обсуждаемой работы, к главам с 8- ой по 10-ю.
>>>>
>>>>Это Вы уже про другое пишите. Первоначальное Ваше высказывание было:"..показано как из формы механического движения с атрибутом изотропного времени возникает форма термодинамического (теплового) движения где время не изотропно". Это утверждение ложно по сути, так как Пригожин постулировал принципиально новый момент, о чем Вы собственно и пишите, а вовсе не показал, как из динамики возникает термодинамика. То есть не показал Пригожин, как из простого возникает сложное. Сложное уже существует. Он просто ввел адекватное ему описание. Так что не пытаюсь я замазать нетривиальные достижения Пригожина, а всего лишь пытаюсь показать форумянам, слабо разбирающимся в физике, неадекватность Вашего первоначального утверждения.
>>>
>>>Не согласен. У Пригожина вначале есть интегрируемая гамильтонова система, вполне обратимая по времени, траетории как им и положено навиваются на инвариантные торы и т.д.. затем вводится возмущение
>>
>>Это возмущение постулируется как небольшая неопределенность, внутрення случайность в начальных условиях, то есть уже совершается скачок от классического детерминизма начальных условий к их вероятностной интерптетации - к тому, что их невозможно знать точно.
>
>Нет, неопределенность со случайностью тут не причем, возмущение это поправка к гамильтониану . причем природа этой поправки достаточно произвольна — взаимодействие с внешними объектами. добавление нового элемента в систему, малое изменение вида взаимодействия и т.д.. т.е это имено количественое усложнение на механическом уровне описсния, приводящее через несколько логических этапов к появлению качественно нового языка описания — термодинамического.

Данное количественное усложнение само по себе не выводит за пределы динамики. Просто оно позволяет представить - какое новое качество нужно ввести.

>>>, т.е. чисто количественное «усложнение»,
>>
>>Нет качественное. "Прийти к термодинамическому описанию мы можем лишь ценой отказа от обычных понятий динамики". - От того, что будущее содержится в настоящем, как и следует из классической динамики. - Это слова самого Пригожина, между прочим. -
>
>Вы слишком торопитесь — появление качественно нового языка описания связано с введением операторов, а не возмущения к гамильтониану.

А возмущение к гамильтониану, если оно не носит характер неопределенности - и не выводит за пределы динамики.

>причем этот язык не отменяет, а снимает в себе язык гамильтоновой механике, которая задается теперь просто оператором Лиувилля. И детерминизма траектории этот язык не отменяет, просто возникает индетерминизм потока.

А никто и не утверждал, что термодинамика отменяет динамику. Просто понятия динамики оказались недостаточны, понадобились качесвенно новые, невыводимые из прежних.

>>"Будущее не содержится в настоящем и мы совершаем переход из настоящего в будущее". - Разве это не провославная христианская картина бытия, как становления, которое вне времени невозможно, в котором ничего заранее неопределено и любой детерминизм может быть отменен Христовой Благодатью?
>
>Нет, не православная, а совершено ей ортогональная материалистическая.

Ага, триста лет ученые твердили про детерминизм, триста лет противоречили знаниям, полученным из Откровения, а когда облажались наконец - то сделали вид, что ничего и не было. Кстати не все, помнится кто-то публично извинялся за то, что ученые вводили общество в заблуждение на протяжении нескольких сотен лет.

>Во-первых. и это самое главное, неопределенность будущего в теории Пригожина субстанциональная, обусловлена свойствами фазового потока системы, а не божьим соизволением, как Вы пытаетесь представить.

Она обусловлена исследованными природными явлениями, которым наконец-то дали более-менее адекватное описание. А до этого ученые просто закрывали на это глаза. Либо приходили в тупик, который не могли вынести - Больцман вообще покончил с собой. Кстати до сих пор еще не все гладко - существуют две парадигмы хаоса - динамический хаос и физический хаос.

>во-вторых, Пригожину гипотеза Бога для выода теории не понадобилась.

Вы хотите сказать, что из своих културных человеческих представлений он понятия не имел о необратимости? он просто видел неадекватность существующго физического аппарата наблюдаемым в природ явлениям, которые были известны собствно тысячи лет.

>в-третьих, методология рассуждений Пригожина эквивалентна диалектике. но не эквивалентна патристике — Пригожин на Святое Предание не ссылается.

Как только Пригожин берется за метафизические рассуждения, которые я уже приводил Сепульке - то у него получается все очень и очень нехорошо, так что бросается в глаза и неверующму.


>>> которое однако приводит к качественному изменению движения,к появлению перемешивания, слабой устойчивости, неинтегрируемости, К-потоков и т.д. Это, подчеркиваю еще атрибуты механического движения, однако наличие таких атрибутов позволяет определить операторы энтропии и времени, которые задают стрелу времени и вероятностные свойства, т.е. атрибуты термодинамического движения. Так что Пригожин именно что показывает как над простой формой движения (траекториями) обладающей одним набором атрибутов (например обратимостью) строится сложная форма движения. обладающая иным набором атрибутов, подчас противоположных ( в нашем случае необратимость времени). Поэтому можно сказать, что исследование Пригожина являет собой такой же образец диалектического метода мышления в физике. как «Капитал» в политэкономии.
>>
>> Определение операторов энтропии и времени - качественнно новое описание, то есть скачок непрерывности. Аналогии, которыми руководствовался Пригожин в обычной динамике - просто инструмент для наглядности, никаким строгим математическим переходом от динамики к термодинамике перейти нельзя, не постулируя качественно новые понятия. Потому что тут происходит переход через бесконечность - точному заданию начальных условий соответствует бесконечная информация - классическая динамика здесь не работает принципиально - а не в силу того, что наши математические возможности ограничены. Раньше ведь введение вероятностного описания считалось просто удобным приемом, позволяющим изящно избежать неприемлемых математических усложнений при решении количесвтенных задач с помощью уранений классической динамики - второе начало многими вообще считалось условностью макроописания, скрывающей внутреннюю обратимость. Поэтому и понадобился качественный переход к новому описанию, которое уже постулирует Пригожин, не просто как математический прием, а как единственно возможное адекватное отражение объективной реальности бытия.
>
>Вы опять торопитесь - операторы энтропии и времени это действительно новые сущности, однако действуют эти операторы в том же пространстве функций координат и импульсов что и оператор Лиувилля и свойства этих операторов зависят от свойств оператора Лиувилля. задающего фазовый поток системы, т.е. введение таких операторов это именно что строгий математический переход от гамильтоновой динамики к качественно новому типу движения — термодинамике и спекуляции на тему бесконечной информации и точности начальных условий тут не причем.

Введение таких операторов - это каченственно новый подход, невыводимый непосредственно из понятий классическоой динамики. По поводу математики, может я некорректно выразился, так как речь идет о физике. В математике же много напридумывали абстракций, но опять же из вновь постулируемых сущностей, невыводимых из прежних математических понятий.


>это Вы путаете с другим подходом — ББГКИ иерархией, где действительно строится иерархия приближений к точному решению уравнения Лиувилля полной системы. и термодинамика возникает из неточности начального описания.

>>Здесь кстати подходит аналогия с квантовой механикой, где еще раньше был применен операторный подход и которую никак не выведешь из обычной механики, но тем не менее можно по аналогии говорить о траекториях частиц или волнах.
>>Пригожин по сути закрепил за макромиром то, что ранее считалось привилегией лишь микромира.
>
>Да, это верно.

>>>>>>>а также указан подход к объяснению процессов самоусложнения в неравновесных термодинамических системах.
>>>>>>
>>>>>>Там указано, что усложнение в диссипативных системах возможно за счет внешних воздействий. Это в общем результат, который понимается и обыденной логикой.
>>>>>
>>>>
>>>>>Под внешним воздействием Вы надо полагать имеете в виду поток энергии через систему с диссипативной структурой? Так ведь вид диссипативной структуры задается не этим потоком энергии, а видом системы,
>>>>
>>>>Ну да - что неважны параметры внешнего энергетического воздействия - каково бы не было состояние окружающей среды, диссипативная структура будет сама себя строить неизменно одной и той же? Знаете такого Е. Вигнера, известного физика, лауреата Нобелевской премии? Так вот он в 1961 г. рпубликовал статью "Вероятность существования самовоспроизводящейся системы". Основная идея состояла в том, чтобы показать, что согласно квантовомеханической теории вероятность существования самовоспроизводящихся состояний равна нулю. Он показал, что шансы на существование набора "живых" состояний, для которого можно подобрать такую питательную среду, что любое взаимодействие с ней всегда приводит к размножению, равны нулю. - Рассматривались непрерывные переменные, как в реальных уравнениях движения, а не дискретные, как в известной конструкции саморазмножающихся машин, предложенной фон Нейманом.
>>>
>>>Ну так правильно, самовоспроизводятся не состояния,а процессы. невозможность репликации, ЕМНИП с эрмитовостью тесно связана, а для пригожинские операторы. описывающие процессы как раз не эрмитовы.
>>
>>То есть квантовомеханическое описание некорректно?
>
>Почему не корректно? Оно вполне корректно, точно также как корректно описание классического движения с помощью траекторий. Вот только траектории детерминированы и у устойчивых систем, и у слабо устойчивых, и систем с перемешиванием и т.д.. а эти свойства уже пригожинские операторы определяют. соответственно аналогичные свойства «коллективных процессов» при квантовомеханическом описании определяют супероператоры, которые опять таки не эрмитовы, а значит допускают репликацию.

>>>>>через которую он течет, и механизмы образования диссипативной структуры те же самые, что обеспечивают релаксацию распределения к равновесному — диссипативная структура создается сама, а не строится субъектом — если вы льете воду через трубку с постепенно увеличивающейся скоростью и в определенный момент поток воды становится турбулентным, то это вовсе не вы приказали турбулентности быть и своим волевым усилием понизили производство энтропии, это вполне объективные законы действуют
>>>>
>>>> Ну и откуда следует, что подобным образом могут образовываться качественно сложные системы наподобие живых клеток, например?
>>>>Все примеры диссипативных структур, которые я всречал, были не сложнее обычной снежинки.
>>>
>>>Осталось только выяснить, чем вы сложность меряете.
>>
>>К сожалению никакого количественного критерия сложности я у Пригожина не обнаружил. Я лично меряю качественным критерием. Разве есть теория, позволяющая количественно описывать степень упорядоченности различных состояний в открытых системах?
>
>Это Вы не внимательно смотрели, особено приложения — есть такой критерий — производство энтропии, его падение при бифуркации (например, при переходе от ламинарного движения к турбулентному ) дает количественную меру «усложения».

Это условность, которую принимают за ниемением лучших критериев.

>>>>>> Процесс возникновения социальной формы движения материи из биологической изучен не хуже и именно социальная форма движения материи, субстанция человеческой деятельности обладает атрибутом мышления (разума) и является автореферентной, каковая автореферентность и привела Гегеля к иллюзии панлогизма (а не пантеизма). впрочем. ни эта иллюзия, ни её преодоления Марксом и Энгельсом, не мешали познаваемости субстанции — у Гегеля это познание благополучно завершалось его же, Гегеля, системой, в диалектическом же материализме познание осуществляет особый вид деятельности — наука, рефлексирующая и оптимизирующая расширяющуюся человеческую практику.
>>>>>
>>>>>>Сам диалектический материализм - вовсе не есть просто наука.
>>>>>
>>>>>... а является методологией науки, научной философией. Чего сказать то хотели?
>>>>
>>>> Так вот эта научная философия сама не подчиняется методологии науки, а изначально содержит априорные формы.
>>>
>>> Своей собственной методологии она удовлетворяет.
>>
>>Ну конечно.
>
>Это согласие с тривиальным фактом или ирония?

Ирония.

>>>Научной практике вполне релевантна, а задать методологию науки вне какой-либо методологи науки невозможно. Кстати, Вы про априорные формы то Гегеля и Маркса с Кантом не перепутали?
>>
>>А что, Канта уже кто-то опреверг? Действительно можно построить научную философию без априорного базиса недоказуемых понятий?
>
>Канта существенно поправил Гегель, об основав априорные формы. как этапы развития Абсолютной Идеи, а Гегеля поправил Маркс, показав что становление присуще не абсолютной идеи, а общественной практике.

Странныые подправления. Противоречащие прежним достижениям. Вот термодинамика - она хоть и подправила динамику, однако ей не противоречит.