От Alexandre Putt Ответить на сообщение
К Monco Ответить по почте
Дата 15.05.2006 23:47:01 Найти в дереве
Рубрики Общинность; Теоремы, доктрины; Тексты; Версия для печати

Опять сплошные цитаты

>Цитаты, которые на 100% говорят сами за себя, нет смысла комментировать. Хотя для Вас приходится делать исключения.

Цитат, которые говорят за себя, нет. Место цитат в образованном общении я уже разъяснял.

>Маркс заявляет, что для России возможен единственный способ социального преобразования - через упразднение общины, превращение крестьян в пролетариев и уже тогда возможную революцию.
>
>Маркс утверждает, что если Россия пойдёт по капиталистическому пути (сама пойдёт, г-н Putt, сама), то она столкнётся и с разложением общины, и с превращением крестьянства в пролетариат.

Во-первых, не стоит опускаться до оскорблений. Надеюсь, слово "господин" от Вас больше не услышу.

>Разница между моим и Вашим утверждением понятна?

Во-вторых, как я уже отмечал, Вы не вникаете в суть обсуждения, а цепляетесь за вторичные признаки. Слово "если" в утверждении МиЭ не является главным. Это - форма научного сообщения. Для нас важен смысл. Вес этого "если" я показал, когда попросил Вас привести убедительные доводы в пользу утверждения, что МиЭ могли предполагать для России альтернативный путь развития ("крестьянский").

Так как МиЭ этот альтернативный путь не считали возможным (или по крайней мере в угоду политической конъюнктуре предпочли замять вопрос), то "если" МиЭ не допускает альтернатив. Поэтому его можно интепретировать двояко:
- как осторожное научное вступление (формулирование модели)
- как выражение в стиле "если Вы хотите сохранить свою жизнь, отдайте мне кошелёк"

Лично я склоняюсь к 1-ому варианту, некоторые участники - ко 2-ому. Возможно, имеют место оба варианта.

Поэтому я неоднократно просил Вас опровергнуть моё заявление, т.е. показать совместимость взгяда МиЭ и альтернативного пути развития России (это бы позволило трактовать утверждение как гипотетическое высказывание). Вы же не изволили предоставить доказательства, а занялись (неудачной и неуместной) словесной эквилибристикой.

>Вот Вы то себя точно ничем не утруждаете. Заладили одно - "докажите, докажите".

Действительно, я должен был на слово верить всем сообщениям МиЭ. Вы знаете, это как-то не принято у большинства людей. Наука без критицизма невозможна.

> Единственное, что их интересовало - это действительная реальность.

Как МиЭ интересовала реальность, мы знаем. Например, МиЭ благополучно проигнорировали существенный рост реальных доходов рабочих ряда отраслей. "Если теория противоречит фактам, то тем хуже для фактов!" - поговаривал любимец марксистов Гегель.

> И если они находили в разложении общины,

Как известно, община в России только усилилась

> в превращении кустарных промыслов в придаток фабрично-заводской системы, в строительстве железных дорог, в развитии крупной промышленности признаки капитализма, то так и писали - Россия пошла по капиталистическому пути.

Шла, шла и не дошла:
https://vif2ne.org/nvz/forum/5/co/183664.htm

> "Субъективным социологам" всего этого, конечно же, не понять. Они считают, что если назвать капитализм "народной промышленностью", то капиталистические отношения от этого перестанут быть капиталистическими.

Надо ли Вам говорить, что тезис о капиталистическом складе российской экономики начала XX в. мягко говоря спорный и нуждается в доказательствах?

>Ещё Маркс и Энгельс писали об условиях, при которых Россия может миновать капиталистическую стадию.

Однако это неотправленное письмо В.Засулич. Можно ли его воспринимать в качестве весомого аргумента, если сам Маркс не решился его отправить?

> https://www.vif2ne.org/nvz/forum/0/co/182284.htm
>Но зато не только возможно, но и несомненно, что после победы пролетариата и перехода средств производства в общее владение у западноевропейских народов те страны, которым только что довелось вступить на путь капиталистического производства и в которых уцелели еще родовые порядки или остатки таковых, могут использовать эти остатки общинного владения и соответствующие им народные обычаи как могучее средство для того, чтобы значительно сократить процесс своего развития к социалистическому обществу и избежать большей части тех страданий и той борьбы, через которые приходится прокладывать дорогу нам в Западной Европе.

Однако здесь ни слова не сказано в возможности избежать капиталистическую стадию. Ни слова не сказано о возможности осуществления революции в России. Напротив, утверждается, что после победы революции в западных странах возможна революция в непрогрессивной и архаичной России ("только что довелось вступить на путь капиталистического производства"). Такое ощущение, что марксистам нужно устроить сеанс коллективного прочтения "Капитала" (если они все текты так понимают)

>Я не берусь судить, уцелела ли ныне эта община в такой мере, чтобы в нужный момент, как Маркс и я еще надеялись в 1882 г., она смогла, при сочетании с переворотом в Западной Европе, стать исходным пунктом коммунистического развития. Но одно не подлежит сомнению: для того чтобы от этой общины что-нибудь уцелело, необходимо прежде всего ниспровержение царского деспотизма, революция в России.

Аналогичное замечание. Сомнение в возможности сохранения общины при "вступившей на путь капитализма" России, революция возможна только на более прогрессивном Западе (после чего перекинется на Россию). Община - возможный строительный материал, который после выполения всех этих условий может быть задействован, самостоятельной роли МиЭ ей не относят. Ничего общего с самобытным "крестьянским" путём модернизации и развития России эти цитаты не имеют.