От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К All
Дата 01.10.2004 18:03:23 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Неужели в США лишь треть кресел в самолетах заполнена?

Сергей Георгиевич,

Вы пишете:

"Так например, в “Аэрофлоте” в 1980 году на один пассажиро-километр расходовалось 91,5 г условного топлива, а в США 113 г (то есть на 25% больше). Энергетическая экономичность авиаперевозок в СССР была достигнута несмотря на то, что удельные расходы керосина в отечественном (конструктивно более простом и дешевом) двигателе НК-8-2У (самолет Ту-154) были на 60% больше, чем в американском двигателе CFM56-2 (самолет Боинг-737). Причина меньшего расхода горючего заключалась в плановой организации авиаперевозок."

Пытаюсь разобраться в ситуации. По данным Государственной службы гражданской авиации [1] у самолетов ТУ-154 пассажировместимость 168, Boeing 737 - 240.

Расход топлива на 1 км Boeing-737 примем за m граммов, тогда расход топлива на 1 км ТУ-154 получается 1.6m граммов. Предположим, нам нужно отправить 1680 человек (=168*10=7*240) на расстояние в 1 км. При отправке их с помощью 10 ТУ-154 мы потратим 16m (=10*1.6m) граммов. При отправке их с помощью 7 Boeing 737 потратим 7m граммов.

Т.е. при эксплуатации ТУ-154 расход топлива на 1 пассажиро-километр в 2.3 (=16m/7m) раза больше. Чем же можно объяснить, что учтенный статисткой коэффициент 0.8 (=91.5/113), а не 2.3 ? Вижу лишь одно объяснение: в США загрузка самолетов была в среднем в 2,9 (=2.3/0.8) раза меньшей, чем в СССР. Неужели так действительно было? Кажется маловероятным, ведь если у авиакомпании в среднем заполнена лишь треть кресел на данном рейсе, зачем приобретать такой большой самолет? Почему бы не приобрести самолет меньшей вместимости?

Попробовал посмотреть статистику в США. Если я ничего не перепутал, нужный параметр называется passenger load factor. В 2003 году он колебался около 71-73% (данные взяты с сайта Bureau of Tranportation Statistics [3]):


Возникает 2 вопроса:

1) Была ли загрузка самолетов в 1980 году в США вдвое ниже, чем в 2003 (может быть и была - нефтяной кризис?). На сайте BTS [4] есть данные о 1980 годе, но не могу разобраться, можно ли как-то из них вычислить passenger load factor.

2) Вышеописанный текст исходит из предположения, что в СССР средняя загрузка самолета в 1980 году была около 100%. Верно ли это утверждение?

Технические замечания:

1) на сайте CFM International (производитель) написано, что авиадвигатель CFM56-2 поступил в коммерческую эксплуатацию лишь в 1982 году [2] - т.е. возможно, что в 1980 году эксплуатировался какой-то иной.

2) (113-91.5)/91.5*100% = 23.5% (а не 25%, как написано у Вас - вероятно, опечатка).

С уважением,
Сергей Вадов

На фото: авиадвигатели НК-8-2У и CFM56-2



[1] http://www.gsga.ru/fly_pride/fly_pride_main.html
[2] http://www.cfm56.com/engines/cfm56-2/history.html
[3] http://www.bts.gov/programs/airline_information/indicators/top.html
[4] http://www.bts.gov/programs/airline_information/indicators/airtraffic/monthly/1980.html