|
От
|
Мак
|
|
К
|
Мак
|
|
Дата
|
01.07.2009 18:48:25
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Методология Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проекти
рования. Центр Якунина-Сулакшина
Ключевая методология
http://rusrand.ru/method/
Рассматривая реальную практику государственного управления в России, мы пришли к выводу, что не всегда поставленные цели совпадают с реально реализуемыми.
Множество одновременно существующих целей не всегда согласованы и поэтому часто тормозят друг друга. Подробно изучив факторы, затрудняющие алгоритмизацию государственно-управленческих решений, мы предлагаем свою методику подготовки решений на стадии их проектирования.
Методологическая схема центра состоит из следующих звеньев:
- точная постановка целей и задач;
- междисциплинарное соединение знаний;
- системный аналитико-синтезирующий алгоритм разработок;
- соединение методов гуманитарных и точных наук;
- постоянная верификация результатов.
Главный принцип методологии: пошаговый анализ и точность формулировок. Оптимальной формой вещественного воплощения этого анализа служит "проблемно-управленческое дерево".
Поставив перед собой четкую цель, необходимо определить проблему. Проблемой мы называем «препятствие на пути достижения поставленной цели». Важно, что
- каждая проблема должна быть максимально самодостаточной, не перекрывающейся другими проблемами. Такой подход помогает в решении проблемы.
- пространство проблемы должно быть заполнено полностью. Практика проблемного анализа показывает, что при категориальном определении проблемы обычно выявляется 3-5 проблем. Меньшее количество говорит о незаполненном пробеле в имеющемся проблемном поле, большее количество говорит о том, что проблемы перекрывают друг друга и должны быть объединены.
- найти решение сложнейших интегрированных, многофакторных проблем нелегко. Трудно оперировать с некой глобальной, непрозрачной материей. Легче это делать, дезинтегрируя эти проблемы на субпроблемы.
- Субпроблемы же в свою очередь разлагаются на следующих уровнях.
Таким образом, постепенно формируется так называемое проблемно-управленческое дерево.
Следующим этапом является определение неделимой (атомизированной) задачи. Ее основной признак состоит в том, что ей соответствует конкретное управленческое решение. Для каждой управленческой задачи существует свое решение. На практике неделимых задач бывает очень много. Важно, что все они в силу методологии подчинены изначально поставленной ценностной цели. На каждом шаге предлагаемого алгоритма возможно вернуться к началу и убедиться, что решается именно изначальная задача, а не какая –либо другая, и что механизм ее решения отрабатывается ровно, без сбоев.
После того, как для каждой неделимой задачи будет найдено свое решение, переходим к следующему этапу: пакетирование решений, при этом многие частные решения могут быть объединены. Возникает вид и содержание государственно-управленческих документов. Последним этапом является составление программы действий - определение сроков, исполнителей, мер контроля и ответственности.
Обратная связь – немаловажная часть описанного нами алгоритма. К обратной связи мы относим, прежде всего, априорную проверку найденных решений, то есть проверку работоспособности решений, их соответствие изначальной цели, их реализуемость на стадии принятия, прогноз последствий реализации.
И вторая обратная связь – постоянная проверка в процессе реализации. Сравнение текущего результата с запланированным. Если они не совпадают, то проект должен корректироваться и дорабатываться.
Подробнее о методологии центра вы можете узнать, прочитав работу С.С. Сулакшина "Системная методология проектирования государственно-управленческих решений".