Завсегдатай карауловских посиделок в «Моменте лжи», идущем на низкорейтинговом телеканале ТВЦ, геофизик по образованию, бывший научный сотрудник Института океанологии, кандидат физико-математических наук, режиссер театра «На досках» и руководитель «Экспериментального творческого центра» г-н Кургинян, ныне аттестующий себя философом и политологом, разместил в ряде СМИ пространные жалобы на комментарий пресс-службы ЦК КПРФ «Профессия – телемерзавец», который был опубликован в «Правде» и «Советской России» 24 октября.
Заметим сразу: подробное перечисление профессий жалобщика – это «не переход на личности», а исходная точка в дискуссии о профессионализме, которую так пытается открыть оппонент. Хотя разбор жалоб – дело все равно неблагодарное. Ведь Кургинян жалуется на КПРФ во все пишущие инстанции уже более десяти лет. Однако в последних эпистоляриях, собрав в кучу все вехи своего пути профессионального «борца с КПРФ», он дает любопытный повод для некоторых обобщающих оценок.
Г-н Кургинян честно признается, что участвует в грязной каруловской кампании против КПРФ, так сказать, по идейным мотивам. «Каковы мотивы А.Караулова – это дело самого Караулова, - пишет Кургинян. - Его – и никого другого. …Мотивы того или иного СМИ (его спонсоров, его архитекторов, его главных действующих лиц) носят совершенно специфический характер. Чаще всего, так и бывает во всем мире. «Заказ» – это способ существования современного информационного общества. И что?».
Да, в общем-то – ничего: заказ, так заказ, даже «специфического характера». Кому что нравится. Просто зафиксируем это признание Кургиняна, характеризующее, видать, не столько Караулова, сколько жизненное Credo самого «философа-политолога».
Главная же обида и претензия г-на Кургиняна непосредственно к КПРФ такова: «Мои статьи не цитировались, но при этом осуждались (знаменитый принцип «я Солженицына не читал, но знаю, что он негодяй»)». И еще одна вина коммунистов: представители КПРФ и ее «политтехнологи не ходят ни на мои лекции, ни на лекции других профессионалов». Ну не хочет земля вертеться вокруг Кургиняна – вот ведь беда какая. Представляете картину: часть партии на лекциях одних театральных «гуру», другая – у прочих профессионалов-океанографов, третья – у неких геофизиков, посвятивших себя лирике, и т.п. И все, забыв про реальную политическую борьбу, дискутируют и обсуждают словоизвержения этих проповедников-любителей до обмороков.
Да, КПРФ не ходит на «лекции» Кургиняна. Лекции, аудиторию которых, в частности, составляют те, кого геофизик-океанограф-режиссер-философ-политолог некогда идейно окормлял и, для кого это закончилось, в частности, крахом 1991, 1993 и прочих годов. Что же до самого «окормителя», то, как не раз писали СМИ, «постоянно оказываясь среди проигрывавших сторон, Кургинян сумел сохранить свою лояльность органам государства». И верно: «лояльность органам» Кургиняна при всех перипетиях последних двадцати лет - это очередное маленькое «чудо» отечественной политики.
Впрочем, если г-ну Кургиняну так уж хочется разговора о нем и цитат в партийной печати, то возьмем в руки один из первоисточников - упомянутые его антикоммунистические писания в газетах «Завтра» и «Слово». Хотя бы для того, чтобы можно было понять, почему профессионалам не полит-океанографического профиля неловко ходить на такого рода посиделки.
Итак, кое-что только из последней кургиняновской «аналитики»: «Быдло виновато, что не вышло на улицы» (с «быдлом» - 4 сюжета); «Хрюкать на свой идеологический лад» (2 сюжета); «Совсем бесстыдные трубадуры «зюгановщины»; «И не пошли бы вы с этим куда подальше». А также прочий набор перлов типа «дегенератов», «беспамятных дураков», «блуда на крови»… Немало тут и иных интеллектуализмов из подворотни такого же сорта и запаха. Плюс 24 заявления вроде: «я раскрыл», «я предупредил», «я сказал», «я начал контригру»… В общем, бесконечное кургиняновское Я, Я, Я!!! Наверное, больше цитировать «аналитику» и «критику» столь подзаборного сленга нет необходимости по соображениям хотя бы этической брезгливости.
Далее. Г-н Кургинян в жалобах аттестует себя так: «Я последовательно стою на защите левых и красных ценностей. Я свято чту ветеранов войны и труда, чей боевой и трудовой подвиг создал страну под названием СССР. Страну, являющуюся для меня исторической и метафизической ценностью». С Компартией же и «зюгановщиной» Кургинян воюет, причем под лозунгом: «Борьба с мутацией — абсолютно необходима!».
Практика – критерий истины. Вот и проверим фактами, кто мутант, а кто - носитель красных ценностей.
Возьмем для примера печально известный август 1991 года. Именно 19 августа 1991 года ельцинское правительство, сохраняя за Кургиняном всю, - не ясно, каким образом переданную ему недвижимость на многие десятки миллионов долларов, в т.ч., по данным СМИ, «особняки по Вспольному переулку и памятник культуры, д.6 по ул.Спиридоновка (дом А.Блока)», - принимает специальное распоряжение №910-р: «Освободить корпорацию «Экспериментальный творческий центр» и входящие в ее состав предприятия и организации от налога на прибыль в части сумм, подлежащих зачислению в республиканский бюджет РСФСР».
В отношении КП РСФСР в те же дни принимается совсем другие решения - указ Ельцина № 79 от 23 августа 1991 года "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР" и последующие распоряжения о конфискации партийного имущества.
Неужто «мутант» Ельцин в августе 1991 года, запрещая Компартию, решил все же ради спасения «красных ценностей» дать налоговые льготы не кому-то, а корпорации Кургиняна, сохранив за нею и всю элитную недвижимость? Да и вообще: за какие такие заслуги или «мутации» перед ельцинским режимом эти льготы были даны?
Но Компартия, вопреки запретам и конфискациям в 1991 и 1993 гг., выжила и восстановилась, стала активно действовать. Видимо, поэтому - опять, наверное, ради защиты «красных ценностей» - г-н Кургинян, в очередной раз видоизменившись (или мутировав?) принялся буквально биться лбом о КПРФ, как сам пишет «с конца 1993 года».
Нет смысла подробно копаться в антизюгановских жалобах-статьях Кургиняна. Бесполезно разбирать нудную полемику между ним и неким Байгушевым, якобы близким знакомым Галины Брежневой, позиционирующим себя сотрудником некоего таинственного «русского ордена в КПСС». Пусть себе обвиняют друг друга через СМИ в предательстве и выясняют, кто из них больший «азеф» в октябре 1993 года. Сегодняшние разборки между Кургиняном, как «советником Хасбулатова», и Байгушевым, который презентует себя замом Макашова по обороне Дома Советов, малоинтересны. Даже когда в этом споре живописуются усилия узкого круга спецслужбистов в наглухо блокированном парламенте, намеревавшихся будто бы заменить в качестве главы сопротивления чеченца Хасбулатова на какого-нибудь «русского человека». Безнадежнее ни места, ни времени придумать было нельзя, даже если все это правда.
Заметим по поводу событий 1993 года, что история-то подтвердила реалистичную правоту позиции именно Г.А.Зюганова, сразу разглядевшего провокацию во всех этих разборках и «играх» кургинянов, байгушевых и пр., пусть даже сдобренных болтовней о чем-то «русском». «За несколько часов до трагедии в октябре 1993 года я обращался с просьбой отказаться от активных выступлений, - писал Зюганов. - Если бы послушали тогда, не было бы разгона Советов, не было бы убитых и раненых».
Кому-кому, а г-ну Кургиняну не надо напоминать известные факты, часто приводившиеся в интервью председателем Конституционного суда В.Д.Зорькиным: утром 3 октября Ельцин дал согласие на компромисс, предлагавшийся КС и главами регионов, - провести 12 декабря одновременные перевыборы и парламента, и президента, о чем было даже заявлено по радио. Но направленная под пули далеко не самая крупная демонстрация тех дней вдруг, буквально чудом, легко прорвала оцепление и... В итоге все завершилось колоссальной бедой: гибелью безоружных людей, абсолютно не готовых к вооруженной схватке, кровопролитием на Краснопресненской набережной и «Останкино». Все это дало Ельцину повод ввести чрезвычайное положение, отменить обязательства о двойных перевыборах 12 декабря и, наконец, расстрелять парламент.
Низкопробна и «аналитика» Кургиняна насчет того, что не надо было-де Зюганову бороться за президентство в 1996 году. Нужен был якобы некоммунистический кандидат, так как Зюганов мог набрать «не больше 35 процентов». Во-первых, как известно, даже по официальным данным, Зюганов набрал гораздо больше. А, во-вторых, «некоммунистический кандидат» был – это генерал Лебедь. Кстати, судя по публикациям СМИ, г-н Кургинян тогда активно сотрудничал с окружением этого самого «некоммунистического кандидата». Что же, КПРФ надо было Лебедя поддерживать? Его и Ельцина, которому Лебедь присягнул?
Ну, а по поводу Письма тринадцати олигархов, к которому приложил руку пламенный «борец с КПРФ», Кургиняну бы и вовсе лучше не вспоминать. Следящие за делами политики люди до сих пор вспоминают кадры телевизионной хроники тех дней о заседании «тринадцати». Здесь камера запечатлела бочком протискивающегося в дверь зала Кургиняна с искательно-заискивающей полуулыбкой на устах, тихонечко садящегося на краешек стула в «высочайшем» присутствии олигархов.
Сегодня г-н Кургинян отрицает, что в «Обращении тринадцати» делались угрозы в адрес оппозиции. Ну, а как тогда прикажете понимать такой вот пассаж олигархов в исполнении Кургиняна, требовавших, чтобы оппозиция согласилась с их «вразумлениями»: «Мы не хотим заниматься изнурительной и бесплодной педагогикой!.. Отечественные предприниматели обладают необходимыми ресурсами и волей для воздействия и на слишком беспринципных, и на слишком бескомпромиссных политиков». Разве это не угроза КПРФ и Г.А.Зюганову, занимавшим принципиальные позиции? Уж режиссер-геофизик мог бы помнить то, что сам же писал.
Тем более что многие прочие обвинения в адрес КПРФ в сегодняшних жалобах Кургиняна как бы списаны с того самого послания олигархов. Особенно схожи фальшивые рассуждения о том, что реализация-де думских антибеловежских инициатив КПРФ "превратила бы Россию в мини-СССР, который вскоре мог быть развален тем же способом, каким развалили большой Союз в 1991 году". Да, «мог бы быть развален», «мне так кажется» - очень «сильные» аргументы.
Кстати, развернутая критика «Обращения тринадцати» в те дни не раз давалась в «Советской России». Г-н Кургинян это прекрасно знает, хотя и глумливо вопрошает: «Что, "Советская Россия" тогда поддержала антикоммунистическую провокацию? У газеты с тех пор поменялось руководство? Она изменила курс?».
Или еще один «критический» перл Кургиняна. «Став оппозиционной фракцией в Думе, - пишет он, - зюгановцы ввели в программу КПРФ так называемую концепцию устойчивого развития. Тем самым главным концептуальным лидером КПРФ неожиданно стал… вице-президент США Альберт Гор, глава радикально-либеральных групп в американской элите и автор этой самой концепции устойчивого развития».
Г-ну Кургиняну хорошо известно, что КПРФ приняла на вооружение собственную концепцию «социалистического устойчивого развития», автором которой является выдающийся ученый академик Коптюг, а не концепцию Гора. С таким же успехом можно критиковать партию за то, что в ее программе содержатся «масонские концепции» демократии, справедливости, прав и свобод и др. «Я выражал предельное возмущение тем, - вещает Кургинян, - что КПРФ, добавляя к устойчивому развитию слово "социалистическое", берет повышенные обязательства по демокоррекции на территории РФ, где население и так убывает». Такой принцип «критики» давно известен: сначала в воспаленном воображении рисуем несуществующие образы, а потом их успешно разоблачаем…
И, наконец, по поводу так называемых адских коктейлей из "лимитов на революцию" и марксизма-ленинизма.Есть в марксизме-ленинизме некоторая разница между понятиями «революция» и «революционное восстание». Как говорится, читайте первоисточники. Пролистайте, хотя бы и материалы Х съезда КПРФ, где в очередной раз заявлено принципиальное положение: «Социалистическая революция в России необходима и неизбежна».
Рекомендуем г-ну Кургиняну заучить наизусть еще одно теоретическое положение, выдвинутое Г.А.Зюгановым, - о том, как в существующих условиях коммунисты могут взять власть: «Делать ставку только на выборы - наивно. Победными они будут только тогда, когда, во-первых, в обществе сложится то, что в марксизме называется революционной ситуацией. А, во-вторых, если партия сможет подкрепить свой победный результат давлением на власть со стороны той самой "улицы", то есть массовыми выступлениями в поддержку Компартии десятков миллионов людей».
Советуем: почитайте, г-н Кургинян, Ленина и Маркса, которые далеко не всегда, и только с учетом ситуации, ставили вопрос о восстаниях и революциях.
Вот такой, г-н Кургинян, momento de verdad — момент истины. Вы ведь любите столь пышные фразы и сравнения? Истины в прямом, хотя и испанском значении: когда матадор поражает быка, сдуру кидающегося на красное. Потом этого быка оттаскивают то ли на досках, то ли волоком, как выполнившего задачу на потеху заказчикам и неосведомленной публике…