От Александр Ответить на сообщение
К Павел Чайлик Ответить по почте
Дата 29.10.2006 00:05:10 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Идеология; Версия для печати

Re: Артек

>Интеллектуал легко попадает на удочку дискурса, потому как склонен рассматривать его как пищу для ума, не предполагая что он входит в него помимо его воли.

Основная ошибка - предположение что человек мыслит сам, внутри. И уже потом облекает мысль в слова. Отсюда и метафора "пищи для ума". Реально процесс скорее похож на наружное пищеварение у паука. Человек мыслит снаружи. Привычные примеры - деление столбиком с помощью карандаша и бумаги, счеты, калькуляторы...

Способность человека решить задачу не внутри него, а в задаваемых снаружи инструментах мышления. Калькулятор пример хайтековый, но и цифры и числа - уже сложный инструмент, который человек сам изобрести не может.

>Но что же остается все контроля?
>Во первых, ряд подсознательных воспитанных реакций. Например, отношение к сложным словам вызывает уважение к собеседнику. То же можно сказать о способности собеседника «выдавать на гора» сложные синтаксические конструкции с использованием редкоупотребимых слов.

Это следствие. Никакого обращения к подсознанию не требуется. Реально римляне не могли делить большие числа не потому что у них проблемы с подсознанием, а потому что римские цифры для этого малопригодны. Вы тоже не сможете если попытаетесь делить используя римские цифры.

>Немного из личного опыта.
> Как я узнал позже, в райкоме комсомола выбирали по многим критериям таким образом, что бы регион был представлен группой детей из разных семей. Были дети учителей, рабочих, научных сотрудников, реже руководителей и партработников. В Кишиневе нас собрали в аэропорту и разговаривая с ребятами я узнал, что среди нас были и молдаване и русские и украинцы и гагаузы (о гагаузах я тогда имел совсем смутное представление). Часть ребят были отобраны именно из семей, пострадавших в результате землетрясения. По приезду в Артек нас распределили по отрядам. В нашем отряде (как и во всех остальных) были дети примерно одного возраста (+/- 2 года) со всех уголков СССР). Там я познакомился практически со всеми национальностями. Мы жили одной семьей узнавая различия и находя общее. Нашим языком был русский. Конечно, среда была совершенно искуственная, но за это и спасибо КПСС и СССР.

То что для Вас сделали "искусственно" Бенедикт Андерсон назвал "административный пилигримаж". Явление возникло с появлением абсолютизма, когда возник слой людей правящий от имени короля, и не имеющих, в отличии от феодалов, никаких иных оснований для власти. Верховной властью их собирали со всей империи сначала в элитные школы, а потом университеты. В течении активной жизни кидали по всей империи из города в город, сталкивая друг с другом и снова разводя в разные концы света.

Рефлексия таких чиновничих сообществ и стала одним из источников национализма. Почему вы там в Артеке вместе? Потому что... райком комсомола, потому что пионеры, потому что везунчики, потому что СССР...
Рефлексия ведет к выводу что Вам по барабану разнообразие ваших физиономий и языков. Важнее то что вас объединяет. Аналогичный процесс у мусульман собравшихся в Мекку, у католиков сползшихся в Рим, у студентов собравшихся в МГУ.

Этому очевидно противостоит структура национальных республик. Те кто не попал в Артек в "искусственный СССР" рефлексируют на тему "почему мы здесь вместе" в ином контексте. В контексте Армении и Азербайджана, Молдавии и Приднестровья, Грузии и Абхазии, Чечено-ингушетии и Северной Осетии.

И их рефлексия идет в ином направлении. Если Вы чтобы продолжать оставаться "везунчиками" должны держаться друг за друга и за СССР, то они, чтоб оставаться "везунчиками" должны сбросить вас и СССР. Изгнать "чужих" чтобы освободить вакансии и ускорить свои карьеры.

>Это то, что так нужно сегодня для воспитания нового поколения. То, чего не хватает как воздуха.
>Либо мы строим общество на принципах последовательного приобщения к общему. Воспитываем сильную открытую для неизвестного и неизведанного личность, либо мы разобщаем и закомплексовываем сами себя.

Проблема, как я уже писал, именно в фиксации на личности. Когда в школе вместо героев погибщих "за нас" проходят размножение да пищеварение личности никакого приобщения к общему быть не может. Когда школа вместо единой программы, готовящей к будущему "административному пилигримажу", словом всесто всесоюзного "Артека" превращается в машинку для штамповки "личностей", озабоченных выгрызанием себе лучшего куска из "быдла", существующего в качестве питательного сустрата для "справных" -вот тогда мы себя и закрепощает да закомплексовываем.

>P.S. Стоя там, в Артеке, в темноте, ощущая легкий прохладный ветер с гор, я смотел на горы и на море. Впервые оставшить один и среди окружавших меня друзей остро ощущяя скоротечность времени и собственное одиночество я приобщался к большому миру, которому никогда не будет конца. Мне подарили это люди. Все те 280 миллионов. Они и не знают об этом, но они мне сделали подарок, который будет со мной всегда.

Да, под это дело старина Боливар даже негров с индейцами людьми признал. Национализм, логично вытекающий из рефлексии "административных пилигримов" на тему "почему мы здесь вместе" неотделим от идеи службы народу. И в течении нескольких столетий породил массу интересных явлений. От русской литературы и учителей-подвижников до Чапаева и Буденого, Королева и Курчатова.