|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
K
|
|
Дата
|
04.06.2006 21:40:18
|
|
Рубрики
|
Манипуляция;
|
|
Re: Этот. ....
Я бы обратил внимание еще на одну особенность.
Шпенглер указывает, что крестьянство - внеисторическая фигура. Оно самодостаточно и чуждо политическим страстям. И оно же в прошлые века составляло основную часть населения, которая не имела самостоятельного значения. Т.е. реально мы всегда имели дело с элитой, которая играла в свои игры, ее прислугой и абсолютно ведомой частью населения - крестьянством. В ряде цивилизаций подчиненное, несамостоятельное положение разных слоев населения закреплялось на уровне кастового разделения. Каким бы умным, честным, порядочным или храбрым ни был представительнижней касты, - его потуги игнорировались представителями всех высших каст. Он был для них нижестоящим по всем человеческим и божественным законам.
Другим крайним случаем является демократическое общество, в котором любые права предоставлены абсолютно всем.
Реально же мы всегда сталкиваемся с промежуточным случаем. Часть народа воспринимает свое место в качестве пассивной, ведомой части. Часть - воспринимает себя как наследственную элиту, которая относится к остальному народу как к ведомой величине. И, наконец, существует средний слой, который не согласен быть понукаемым, не против того, чтобы принадлежать к элите, но не обладает для этого условиями и возможностями. Однако - стремится.
Именно этот средний слой напрямую контактирует с пассивной частью народа и напрямую же контактирует с элитой. Из него может быть рекрутирована новая элита и из него же пополняется элита старая. Но значительная часть этого слоя имеет условия существования абсолютно родственные тем, которые имеет пассивная часть народа. А то и хуже.
И поведение этой средней группировки восприниматся в одних случаях как реакция народа, а в других, - как деятельность элиты.
В случае оранжевой революции на Украине "майданное шоу" было призвано задобрить именно среднюю часть. Сыграть на ее извечном стремлении почувствовать собственную значимость. Приобщить к тому, что сделано наверху, связать ответственностью за возникшее изменение. И тем самым парализовать ее возможное противодействие производимым преобразованиям. Именно в этом смысл шоу. Приобщить активную, стремящуюся приподняться над обыденным положением часть народа к событиям. Не только те, кто был на Майдане, но и каждый, кто нацепил оранжевую ленточку, - становился как бы творцом завтрашнего светлого будущего, а не статистом в аппаратных играх.
В принципе с точки зрения противодействия "оранжаду" в таких случаях возможно исключительно рискованное предприятие - стать святее папы римского=Ющенко, слиться с толпой "оранжистов", считающих, что делают благое и святое дело, - повести его дальше - на штурм ценностей зачинщиков "оранжада" - под оранжевыми же лозунгами.
Приблизительно это и произошло в СССР в годы в период горбачевских Съездов народных депутатов. Средний советский класс требовал в первую очередь права не быть бессловесной ведомой величиной. При господствующем положении насточертевших номенклатурных чиновников. И поддержал идею демократизации, расширения собственной роли в жизни СССР, коллективов предприятий и т.д. И это таки было народным движением. Выстраданным, желанным. И движением прежде всего многочисленного среднего сословия. Но в дальнейшем впрыск в демократическое движение откровенно антисоветской команды(которую я лично наблюдал в лице почти одномоментно влившихся в демдвижение представителей обществоведческой и пр. гуманитарной преподавательской интеллигенции), привел к перехвату лозунгов демократизации и улучшения экономики, науки и общественной атмосферы СССР - и доведению их до лозунгов разрушения социализма и самой страны - через эскалацию межнациональной взаимной подозрительности и аппеляцию к давним обидам слоев населения, профессий и народов.
Реализация демократических преобразований и активизация человеческого фактора в экономике - уже в ходе перестройки дали огромный эффект. Они практически парализовали планы разрушения СССР. Демонтаж системы управления экономикой весьма неплохо демпфировался народной инициативой. Почувствовавший свою значимость народ в 1986 году проявлял чудеса самопожертвования и изобретательности при ликвидации Чернобыльской аварии. Научные работники действовали как в военной обстановке - в считанные дни буквально изобретали средства противодействия распространению аварии. А другие - в считанные недели разрабатывали, например, методы откорма скота в зоне радиоактивного заражения, позволяющие получать к моменту забоя мясо уже с выведенными из организма животного опасными нуклидами. При этом пользоваться в период роста - вполне обычными местными кормами. Артисты с риском для здоровья(причем реальным и реально осознанным - на примере любительского театра пантомимы из Обнинска, состоявшего из работников атомного НИИ) - выезжали с концертами к ликвидаторам. В такой обстановке речи не могло быть о противоставлении граждан собственному государству. Демократизация работала на социализм. И угрожала номенклатурному сословию.
И антисоветская высшая власть КПСС, опершись на безусловно преданную ей партийно-политическую интеллигенцию прежде всего гуманитарного профиля - выполнила маневр "доведения до абсурда" того, что было для нее опасно. При этом превратив участников демократического процесса в соучастников ликвидации социализма и СССР.
Единственное, что такой подход очень опасен. Советские руководители - переиграли. Насколько я понимаю, никто, кроме ограниченного числа реально купленных Западом предателей, не был заинтересован в том, чтобы развалить экономику. На барыши от работы гиганта советской промышленности и науки многие всерьез рассчитывали. А экономика рухнула. И не просто ввиду явного уничтожения "пятой колонной" Запада. - А и ввиду того, что в народе "разбудили гунна".