|
От
|
Сергей Вадов
|
|
К
|
Игорь
|
|
Дата
|
26.06.2006 20:20:31
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Отличная песня - не зря ее в войну то запрещали, то цензурировали.
> "Землянка", например - не народная песня ?
Письмо Алексея Суркова жене - может быть (наряду с "Темной ночью"), одна из лучших созданных в СССР песен о войне, и действительно может претендовать на настоящую народность. Ну и где можно хотя бы сейчас прочитать реальную историю редактирования этой песни? Официальных данных нет - только по сообщениям из интернета можно судить, что Суркову объявили выговор за упаднические настроения за "до тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага" [1], в самой песне ряд куплетов выбросили, а часть добавили (авторства Симонова?) [1], [2], а потом все же не смогла цензура противиться популярности песни, отцензурировали вышеупомянутые строки, и в официальном исполнении по радио песня звучала так:
Ты теперь далеко-далеко.
Между нами – леса и луга.
Мне дойти до тебя нелегко -
Замела все дороги пурга.
Но песня действительно народная, ибо выжил именно авторский вариант, "до смерти четыре шага". И кто сейчас помнит добавленные для повышения оптимистичности куплеты? Даже ансамбль имени Александрова исполняет эту песню в авторском варианте, а не в том, который в войну по радио разрешили-таки передавать. Только какие-то обрывки реальной истории редактирования песни не очень ясной достоверности нам доступны, а основной айсберг скрыт - кто был за запрещение песни? Кто за разрешение? Какие и когда именно выносились по этому поводу решения? Судя по записям в интернете, были разные виды запретов (часть песен была запрещена лишь к исполнению на эстраде и радио, а в быту петь было можно без проблем и при сексотах, а другие нельзя было не только исполнять, но и в быту петь). Кто и как вносил в эти списки песни? Я не знаю, и Вы не знаете, только и остается нам, что пытаться по крупинкам историю нашу узнавать...
> И как же быть с Пушкиным, Тургеневым, Тютчевым, Толстым и т.д - они что не народные поэты и писатели, ведь как на грех именно при советской власти их стали печатать при непосредственной подпитке властей миллионными тиражами. А при либеральном режиме печатать практически прекратили.
Тут Вы правы - тиражи многих хороших книг заметно упали. Хотя масштаб падения выявить сложно (раньше были скорее приписки (вряд ли большие), а теперь скорее недописки, но зато уж могут быть и очень большие - написан тираж 5000, а сколько их на самом деле, 10 тысяч или 100, как выяснишь?). Вон, Ходорковский получал официальную зарплату в 1000 рублей в месяц - и как установить его реальную зарплату? Предполагаю, что занизил не менее, чем 1000 раз (если не в 10 тысяч). Но в целом, согласен с Вами, многие хорошие книги печатать стали мало. Видимо, тут целый ряд факторов сыграл роль - потеря интереса к книжной культуре в целом, разочарование в классической русской литературе как в якобы не дающей ответы на современные вопросы (хотя сегодня-то как раз видна актуальность классики), фактическая отмена регистрации в МВД печатающих устройств и стремительное их удешевление + появление интернета с его возможностью быстро распечатать что нужно; в конце концов, очень много хороших людей уехало. Видимо, настоящая причина в какой-то слабости в народе, что ли. Не знаю уж, как раньше - а сейчас часто смотришь, вроде интеллигентная семья, а вечером все телевизор смотрят, и что там с ребенком, никто и не знает (а он в компьютерные игры играет, увы). Хотя дома у них хорошая библиотека, а чего и нет - можно купить, можно распечатать и переплести, можно у друзей попросить, в конце концов. Возможно, есть и люди, у которых действительно нет возможности реализовать разумными усилиями желание иметь томик Пушкина. Но основное, как мне кажется - отсутствие желания, а не возможности. У таких людей и в советское время Пушкин стоял десятками лет нетронутым, есть такие и сегодня:
Сергей Вадов
[1] http://www.sovmusic.ru/forum/c_read.php?fname=vzemlya2
[2] http://9may.ru/songs/m1612
[3]