Я могу только повторить сказанное другими участниками и дать цитаты (*)
>Давайте поступим проще. Рассмотрим два примера.
>1. Имеется замкнутый сосуд с большим количеством молекул газа.
>2. Имеется рынок с большим количеством продавцов и покупателей.
Замечание в сторону: рынок - это довольно определённый западный институт (в смысле, который Вы вкладываете). В других обществах его может и не быть.
> Закон спроса: при прочих равных условиях увеличение цены приводит к снижению спроса.
Замечание в сторону: это поведенческая модель, кроме того, поправлю, к снижению величины спроса.
> Если какой-либо покупатель поведет себя иным образом, то это его поведение будет незначительной флуктуацией, не влияющей на конечный результат.
Вопрос в том, как ведут себя реальные люди.
>Вопрос: в чем Вы видите принципиальную разницу?
Повторю слова других участников: молекулы все примерно одинаковые (различия пренебрежимо малы), а общества все разные. Различие обусловлено отличием в принципиальных установках, т.е. культурных ценностях. Поэтому, если мы установили адекватность некоторой модели в одном культурном контексте (например, неоклассической модели поведения потребителя), то она совершенно необязательна применима в другом культурном контексте. Т.е. универсальных моделей, которые одинаково хорошо работают во всех обществах нет. Я нисколько не сомневаюсь, что можно создать модели, неплохо работающие в данном обществе. Но перенести результаты не получится или по крайней мере не всегда и с потерей части объяснительной силы (примеры я приводил).
Это различие носит принципиальный характер и оказывает существенное влияние, поэтому списать его на случайные отклонения не получится.
Это различие также применимо к одному обществу, так как оно эволюционирует. Если раньше закономерность выполнялась, то она может стать неверной впоследствии (однако марксисты утверждают, что все общества развиваются одним способом и в одном направлении).
Вот ещё подборка цитат на тему (грубый перевод ниже):
(объективная истина)
"It may be that the idea for the "one best way," or "the optimum" as the neoclassical economist would say, comes to us not from observation, but rather from the same tradition that gave us "objective truth." "Beginning with Plato, the Greeks fashioned their gods according to mathematical form, and the Romans and Christians continued the tradition. This was carried into science and analysis in the Western world because early science was an extension of religion, and like religion, science was searching for the truth--the one truth--the one objective truth according to mathematical form." (34) The mistaken idea that there is one acceptable set of beliefs and criteria has had long history in philosophy. Chisholm stated this mistaken idea as follows: "If we find a pair of beliefs that contradict each other, we will reject at least one of them." (35)"
"Похоже, что идея "наилучшего способа" или "оптимума", как сказал бы неоклассический экономист, происходит не из опыта, а скорее из той же традиции, которая дала нам "объективную истину". "Начиная с Платона греки представляли своих богов в соответствии с математической формой, а римляне и христиане продолжили эту традицию. Это перешло в науку и анализ западного мира, потому что ранняя наука была развитием релишии и, как и религия, наука искала истину - единственную истину - ту самую объективную истину в соответствии с математической формой." (34) Ошибочная идея того, что есть единственный допустимый набор убеждений и криетериев, имеет долгую историю в философии. Чисхолм (Chisholm, известный амер. философ - A.P.) выразил эту ошибочную идею таким образом: "Если у нас есть пара убеждений, которые противоречат друг другу, мы отбросим по крайней мере одно из них." (35)"
Hayden, F.Gregory (2005). Policymaking for a Good Society : The Social Fabric Matrix Approach to Policy Analysis and Program Evaluation. Springer, p.44.
ISBN: 0387293698
Ещё пара цитат чуть позже. Спасибо за корректную дискуссию.