От Alexandre Putt Ответить на сообщение
К Иванов (А. Гуревич) Ответить по почте
Дата 27.05.2006 23:52:07 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Тексты; Версия для печати

Это называется атомизм (*)

> Любой закон, в том числе закон спроса, справедлив только при выполнении ряда условий. Нет условий (нет рынка) - не действует закон спроса.

Но Вы будете утверждать универсальность человеческой природы. Я же утверждаю противоположное: люди все разные и (это была бы банальность без добавления), их различие обусловлено культурой, которой они принадлежат.

> Я не улавливаю разницу. Закон спроса - это закон (причинно-следственная связь). Если назвать его моделью, что изменится?

Фомально это модель. Вы можете называть эту модель законом, но это только вводит остальных в заблуждение. Единственная причина, по которой экономические модели называют "законами" - чтобы ввести в заблуждение и придать своим политическим заявлениям напускной вес научной авторитетности.

>>Вопрос в том, как ведут себя реальные люди.
> Они ведут себя так, что закон спроса справедлив.

Вот здесь между нами принципиальная разница

> Аналог молекул - это люди. Они, как и молекулы, одинаковые в тех существенных свойствах, которые определяют их поведение на рынке и обеспечивают выполнение закона спроса.
> Аналог общества - это сосуд с газом. Как и общества, и газы, и сосуды, и условия могут быть разными.

Это называется атомизм. Однако в действительности люди связаны между собой различными отношениями, разделяют ценности и убеждения. Человек - социальное существо, из индивида невозможно вывести общество.

(культурные ценности)
"Cultural values are transcendental across all aspects of culture and society. They assert themselves even in the unconscious spheres of existence. Because they are transcendental it is impossible for the human agent to change them.
They are constantly being reinforced through culture, in the workplace, by movies, television, language, linguistic structure, and so forth. Their reinforcement is direct in the culture and indirect through beliefs in society. The values are the evaluative criteria for establishing which actions and relationships are worthy of providing satisfaction and which should be desirable."

"Культурные ценности трансцендентальны (всепронизывающи - A.P.) во всех аспектах культуры и общества. Они утверждают себя даже в бессознательных сферах существования. Так как они трансцендентальны, индивид не в силах их изменить. Они постоянно закрепляются через культуру, на рабочем месте, в кинофильмах, телевидении, языке, лингвистических структурах и т.д. Их закрепление непосредственно в культуре и косвенно через убеждения в обществе. Ценности выступают оценочными критериями для определения того, какие действия и отношения соответствуют предоставлению удовольствия и которые должны быть желанны."

> Это означает, что законы (пусть и не универсальные) в социальных науках есть. Именно это я и утверждал. О чем спорим?

Здесь мы примерно согласны. Я не отрицаю возможного существования закономерностей для данного общества на каком-то временном промежутке. Однако вместо закономерности лучше употреблять слово "склонность" (правдоподобность, likelihood).

> Непонятно. Если утверждения противоречат друг другу, то, по крайней мере, одно из них неверное. Что же касается убеждений, то я вообще не понимаю приведенную цитату. Кто и для чего их должен отбрасывать? Одному нравится поп, другому попадья, но закон спроса по-прежнему справедлив.

Потому что культурные ценности не бывают плохими и неверными. Но они разные. Мы не в праве утверждать привилегированное положение наших (или чьих-либо) ценностей, это будет этноцентризм.

Вот ещё цитатка для общего развития

(роль культурных ценностей)
"Cultural values are not goals or actions, they are end-existence criteria by which goals and actions are to be judged. They are the basic and primary prescriptive forces that circumscribe societal norms, which in turn serve as criteria for institutional patterns. Although powerful and transcendental, cultural values are not deterministic because numerous alternative beliefs and institutional arrangements can satisfy a set of criteria. They limit and exclude but do not determine in a specific sense."

"Культурные ценности - ни цели, ни действия, они критерии конечного существования, согласно которым должны оцениваться цели и действия. Они - базовые и первичные предписывающие силы, которые обозначают общественные нормы, которые в свою очередь служат в качестве критериев для институциональных схем. Пусть и влиятельные и трансцендентальные, культурные ценности не детерминистичны, потому что множество альтернативных убеждений и институциональных образований могут соответствовать набору критериев. Они ограничивают и исключают, а не жестко определяют в специфическом смысле."

Все цитаты по
Hayden, F.Gregory (2005). Policymaking for a Good Society: The Social Fabric Matrix Approach to Policy Analysis and Program Evaluation. Springer, p.80
ISBN: 0387293698