От Сепулька Ответить на сообщение
К Игорь С. Ответить по почте
Дата 13.08.2005 17:29:27 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Версия для печати

Игорь, Вы сам-то в это верите?

>1. Из общих соображений равновесие может быть лишь в случае, когда две противоложно направленные силы - тендеции практически уравновешивают друг друга ( Закон единства и борьбы противоположностей). Если говорить об экономике - то это могут быть например доходы и расходы. "Экономически могущественные" говорит лишь о величине каждой из компонент, но не говорит об их соотношении.
>2. Пользуемся принципом историзма и рассмотрим процесс в динамике. Зарождении империй обычно связано с каким-то принципиально новым фактором, позволяющим в течении достаточно длительного времени доходам расти быстрее, чем расходам. Имеем этап роста империи.
>3. Однако ясно что этот фактор должен быть склонен к исчерпанию в силу своей ограниченности. Т.е. начиная с некоторого времени расходы равняются с доходами (расцвет империи) а затем начинают расти быстрее чем доходы, поскольку натура человеческая ненасытна. При превышении доходов над расходами империя вступает в кризис (закон обоснования качественных изменений количественными). Который впрочем может продолжаться довольно долго, но это другое состояние системы и оно является гораздо менее устойчивым.
>4. Теперь имеем: При столкновении двух цивилизаций необходимо сравнивать не уровень экономики, а устойчивость системы (т.е. обязательно систему как минимум двух показателей, причем в динамике!). Устойчивость меньшей по величине доходов ("менее развитая экономически" - но это не показатель с точки зрения истмата!), но находящейся в фазе роста вполне может оказаться выше "более развитой экономически" цивилизации в фазе кризиса.

Игорь! Ну неужели весь этот бред про доходы и расходы нужен для ответа на такой простой вопрос?!! Неужели не ясно, что дело в _людях_, в их энтузиазме, в их готовности пойти на смерть ради своей идеи?!
Вот Вы пишете о том, что марксизм дает модель человека в зависимости от общества, но какова в нем модель человека, если для ответа на такой простой вопрос привлекаются "доходы" и "расходы"? Совершенно очевидно, по Вашему вот этому примеру, что очень важная вещь: то, что человек движим идеями, - просто-напросто выбрасывается из рассмотрения в марксизме (или этому отводится там какой-то узенький клочок философии, что фактически применения никакого она не находит).
Ну, нельзя же в начале XXI века идейную составляющую так игнорировать-то! Уже большинство социологов и антропологов к этому пришли, хоть их-то послушайте.

>>На выбор - хотите на примере монголов и Китая, хотите - на примере германцев и гуннов и Римской Империи, хотите - на примере арабов, славян и турков и Византии...
>
>Мне кажется схема может служить основой для предложенных случаев, а ?

Ну, на примере сегодняшнего Ирака, борющегося с оккупантами. Вы тоже считаете, что доходы и расходы иракского общества определяют его как более устойчивое?

>В вопросе, если я правильно понял, предполагается что уровень экономического развития однозначно определяет тип общества так же как выигрышный лотерейный билет определяет выигрыш. Однако в истмате "определяет" в данном контексте имеет такой же смысл как энергия определяет траекторию движения в физике. Т.е. траектория движения общества должна соответствовать его экономической энергии.

Что такое "траектория движения общества должна соответствовать его экономической энергии"? Как это можно понять на каком-либо обществе?