От self Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 02.08.2005 23:48:42 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Путин не услышал Героев России (*+)

http://www.polit.ru/analytics/2005/07/26/hero_print.html

2 августа 2005 г., вторник
Адрес страницы: http://www.polit.ru/analytics/2005/07/26/hero.html
АНАЛИТИКА
Путин не услышал Героев России
Как выглядит критически слабое место в государственном устройстве

Сегодня Герои Советского Союза и России, протестующие против закона об их статусе, прекратят голодовку, так и не добившись своих целей. Как заявил корреспонденту "Полит.ру" Герой Советского Союза, участник боевых действий в Республике Афганистан Валерий Бурков, голодавший с 6 июля (вместе с дважды Героем Советского Союза летчиком-космонавтом Владимиром Коваленком, Героем Российской Федерации, испытателем аэрокосмических систем жизнеобеспечения и спасения Евгением Кирюшиным, Героем Российской Федерации, участником антитеррористической операции в Чеченской Республике Раисом Мустафиным), Герои будут продожать протест другими средствами.

Напомним, что именно тема голодовки Героев стала первой в ставшем знаменитым диалоге между Владимиром Путиным и Александром Аузаном во время последней встречи президента с представителями общественных организаций, входящих в Комиссию по развитию институтов гражданского общества при Президенте РФ. Президент тогда сказал, что он в курсе ситуации. Но – 23 июля Владимир Путин подписал закон, с которым не согласны голодающие.

Ситуация с протестом Героев вообще – грандиозное событие, которое почти невозможно описать в терминах регулярного политического анализа. Социальная норма состоит в том, что герои страны являются ее символом, чья позиция, память, общественная и педагогическая работа обеспечивают смысл и преемственность государства, задают высокую планку отношения к общественному долгу. Голодовка Героев - абсурд не меньший, чем решительное несогласие с политикой государства, которое высказали бы Герб, Флаг и Президент России.

Практически невообразима ситуация, когда Герои поднимают голос и обращаются к общественности просто потому, что государство им что-то недоплатило. Смысл героизма как раз в том, чтобы переживать тяжкие для страны времена и указывать на верное понимание долга в любой ситуации с материальным обеспечением. Если Герои поднимают голос - что-то не так происходит в моральной сфере, со справедливостью и правдой.

В непонимании этого тезиса – основной прокол чиновников, депутатов и общественных деятелей, имевших в последнее время дело с Координационным советом организаций Героев, а вместе с тем указание на институциональные проблемы устройства политической жизни. Между тем, стилистика обращения Героев к общественности об этом говорит прямо:

«…Если в нашей стране даже граждане, удостоенные высших ее наград, граждане, имеющие по закону особый статус, не могут воспользоваться своими правами, если даже им власть отказывает в диалоге, игнорирует их мнение и замалчивает их позицию, то другим гражданам России надеяться на то, что их мнение будет услышано, тем более не приходится». Здесь очевидно не материальное требование, а обида, с чем чрезвычайно трудно работать в рамках чиновничьей рациональности.

«В Администрации Президента, кажется, требования и террористов, и всех недовольных вроде нас однозначно воспринимаются как шантаж», - говорит Бурков. Примечательно, что зловещее словцо вырвалось даже из уст председателя Совета при Президенте по содействию и развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой на встрече с голодающими в прошедший четверг – она понадеялась, что голодовка шантажом все-таки не является.

В ответ на категорическое требование Героев встретиться с президентом до подписания им закона Памфилова тогда предложила попробовать устроить встречу с членами правительства, занимающимися проблемами Героев, в первую очередь с Александром Жуковым. Ответ был достаточно жестким: да, но только в том случае, если эта встреча будет дополнением к встрече с Владимиром Путиным. «Ничего не обещая», Памфилова сказала, что свяжется с Героями на следующий день, отметив, что «понимает, что каждый час голодовки на счету». В пятницу документы были переданы начальнику Государственно-правового управления, помощнику Президента РФ Ларисе Брычевой, которая всячески избегала контактов с голодающими. Переданы, судя по всему, слишком поздно.

Впрочем, и Памфилову, как казалось, искренне пытавшуюся разобраться в требованиях Героев, можно было понять. Герои хотят не денег (с деньгами как раз в законе более-менее все в порядке) - сколько именно подтверждения своего статуса. Логика представляется приблизительно следующая: льготы должны быть как Герою, выплаты (независимые от них) – как участнику боевых действий. Ныне же правительство «разводит говорильню» о патриотическом воспитании, параллельно лишая образ Героя престижа. «Нам говорят о праве выбора, - сетует Бурков, - но реально вынуждают выбирать деньги вместо льгот, поскольку многие из них не действуют – ни по транспорту, ни по земле, ни по жилью, ни по медицине».

Корпус предложений Героев выглядит, естественно, наивно: «Считаем крайне необходимым принятие Федерального закона о гарантиях участия граждан в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления… Считаем также крайне необходимым принятие федерального закона об обращениях граждан». Но зато понятно, что главный урок с историей о «монетизации льгот» состоит даже не в технических промахах, а в очевидном отсутствии механики коммуникации граждан и государства, отсутствии работающих политических институтов, которые имели бы дело с позициями и эмоциями общества. Административная система со сбоями, но работает, поэтому, по крайней мере, есть метод тушения пожара с помощью дополнительных расходов. Но в критический момент он не сработает.

Это – кризисная ситуация, потому что неизвестно, кто и как в следующий раз обидится, сколько людей разделят эту обиду. Зато известно, что с ситуацией эмоционального, а не рационального требования административная система не справится, что спровоцирует радикализацию требований.

Как писал на "Полит.ру" Сергей Белановский, «Главная проблема грядущей революции будет состоять в том, что бастующими и митингующими будут выдвигаться нереальные, плохо артикулированные и противоречивые требования… При этом слушать аргументы правительства никто не будет, представителям власти устроят обструкцию».

Виталий Лейбин
Николай Смирнов
26 июля 2005, 09:43