От Almar Ответить на сообщение
К Iva Ответить по почте
Дата 19.02.2008 19:30:14 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Эта статья является классическим примеров ограниченности мышления

Эта статья является классическим примеров ограниченности мышления "мудрецов" с волдкризиса и им подобных. Факты изложенные в статье интересны и дают читателю хорошую возможность порассуждать насчет применимости разного роджа математических моделей, а также недопустимости халтурных расчетов.

Однако когда автор пытается сделать из описанного эпизода далековедущие выводы насчет сравнения рыночной и плановой системы - выглядят эти выводы весьма убого.

Во-первых, ситуация, описанная автором как история из чисто плановой экономики, вполне может быть рассмтрена и как чисто рыночная. Действительно. Был построен порт на основе определенной модели расчетов. Но ведь и капиталист тоже не строит без расчетов. Далее оказалось, что расчеты не верны и хозяин (в данном случае гос-во) понес назазание в виде потерь валюты. Что собственно и заставило его вложить определенные средства в покупку новых более совершенных расчетов. Чем не рыночная ситуация?

Если же автор хотел бы сравнить эту ситуацию с капиталистической моделью, то надо было смотреть шире. Что было бу при капитализме? Давайте посмотрим. Итак, первоначально был построен порт хозяином А. С хорошими расчетами или без - в данном случае не важно. В конце концов бы хозяин А привел бы работу этого порта в некое соответствие. Возможно (и скорее всего) даже он бы это сделал быстрее и эффективнее, чем плановое государство в предыдущем примере. Тут намёк автора верен. Но что дальше то было бы? Автор в силу узости своего мышления вряд ли об этом задумался. А было бы вот что. Через некторое время позавидовав успешности бизнеса А, капиталист Б тоже решился бы открыть новый порт рядом с уже существующим портом капиталиста А. И стал бы потихоньку переманивать суда в свой порт. Каким образом переманивать? Ну это уже второй вопрос. Например бы сопутствующими услугами (типа: бодель в своем порту открыл бы или православный храм). Наверняка часть судов бы ему удалось переманить. Но это ещё не всё. Далее проснулся бы капиталист В, и также захотел бы составить конкуренцию - открыв третий порт. В конце концов это привело бы к чему? Стоят три порта там, где по всем здравым расчетам должен был бы быть один. В конце концов хроническая недозагрузка портов привела бы к банкротсву двух портов из трех. Люди выброшены на улицу, причалы в разрухе. Но даже и счастливый победитель конкурентного соревнования был бы изрядно потрепан изнурительной борьбой. Вот это и назывется: рыночная экономика.