|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
20.01.2008 02:25:40
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Сформулирую иначе.
Мы из истории прекрасно помним, что одними из первых шагов Советской власти были шаги по созданию в стране сильной науки.
Забота об ученых - о Павлове, Тимирязеве...
Направление в 1918 геологических экспедиций, создание Нижегородской радиолаборатории, Радиевого института. План ГОЭЛРО и т.д. Политика ликвидации безграмотности и выращивании целых научных отраслей.
По сути ученые СССР - оказались аналогом дворянства, которое выращивал в качестве главного, ключевого для государства в целом класса Петр Великий. Дворянство петровских времен - было тем единственным классом, который решал задачи государственног строительства, классом, на который Петр мог положиться.
Ровно ту же роль в СССР исполнило вновь созданное из ничего или почти ничего - научное сословие. И разработка пятилетних планов, и создание новой техники, и искусственный каучук, решивший вопрос противостояния блокаде, и сотни заводов, спроектированных в считанные месяцы в годы войны, и мощнейший прорыв вперед оборонной науки послевоенного времени.
Я утверждаю, что при совершенно безобразных организаторских способностях государственного чиновного аппарата во все времена Советского Союза, деятельность государственно-широко и рачительно науки, преданность основной массы ученых и конструкторов своему Советскому государству, их патриотическое подвижничество - не только скомпенсировали недостатки системы управления страной, расхлябанности, пьянства, недостатки квалификации рабочего класса и крестьянства, - но и определили быстрый прогресс страны как в экономике, так и в культуре.
К 60-70-ым ученый стал не экзотическим фруктом, а посеместно ощутимой фигурой, фактически классом, руководившим СССР. Единственным безусловно авторитетным классом.
Понимая это так, можно гораздо корректнее охарактеризовать происшедшее на рубеже 80-90-х. Наука, как общественный класс, - пыталась превратить свое подчиненное положение в политически господствующее. Чиновно-номенклатурный класс - решал задачу выживания. Главной и единственной задачей его было устранение с политической арены передового класса, готового взять управление страной на себя.
Именно цель разгрома научного сословия-класса - реализовалась и при Горбачеве и при Ельцине. Класс низводился до политически вторичного, зависимого, лишенного средств и рычагов воздействия на политику и экономику государства.
Именно этот класс, уйдя временно в тень, почти в подполье - тем не менее самовоспроизводился через образование детей. Обрел определенную экономическую независимость в форме предпринимательства бывших ученых.
И сейчас он должен почувствовать себя не прослойкой, а классом для себя. Классом, имеющим и возможности и силу брать политическое управление страной в свои руки. Разумеется, в союзе с другими слоями, разумеется, ради общенародных целей и задач.
Но сначала он должен себя выделить, вернуть себе самоосознание как главного и единственного имперского класса. Полем деятельности которого не должен быть свечной заводик. Поле деятельности которого - отрасли, программы, технологии, общенациональное и общемировое духовное достояние. Развитие и распространение мировоззрения и знания - в пику парализующему развитие авторскому праву. В пику эгоизму торговли и т.д. Развитие государственных программ в соответствие с тем, что дОлжно - в силу рациональной логики экономики и науки - вместо коррупционного распила средств и похеривания любого начинания.
Ученый с большой буквы стал просто ученым - потому что потерпел поражение в драке за власть при первом ее штурме. Потому что был неорганизован, потому что был политически наивен. Потому что был обманут лозунгом приобретения западных технологий. Они и были-то нужны чиновному классу и всевозможному ворью для того, чтобы порвать пуповину жизненной зависимости от отечественных мозгов.
Потрепел поражение потому, в конце концов, что не выработал в свое время ни собственной идеологии, ни собственных программ, ни ясных целей.
Сегодня основные лозунги уже могут быть сформулированы.
На чужих мозгах можно заехать только в клетку. Национальный суверенитет - есть в первую, вторую и десятую очередь - суверенитет над определяющими технологиями и производствами, заключающийся в апробированой на практике собственной разработке и в контроле каждой ступени технологий и производства. Национальный суверенитет России - в науке и связанных с ней, требующих ее и обеспечивающих ее отраслях.
Знание и мировоззрение нельзя купить. Его можно только вырастить. Купленное знание - есть опасный суррогат, содержащий не только неприемлемые в собственной культурной традиции аллергены, но и наркотики, а порой и яды. Купленное знание - не имеет адекватных средств усвоения - и потому всегда будет переварено неполноценно.
Наука должна быть интересна. Она не имеет права обходить молчанием те или иные вопросы из идеологически соображений. Наука - сама идеология. Она вышла сейчас на те рубежи, когда не может не отвечать на вопросы морали. Клонирование, генная инженерия, евгеника, пересадка органов - поставили перед человечеством острейшие нравственные вопросы.
Наука - самоценна. Знания, мировоззрение и опыт - ничуть не меньшее богатство, чем престижные предметы потребления.
Наука - требует коллективистского общества. Мудрость как человеческая ценность только возрастает, когда ею делишься. И девальвирует, будучи узурпирована. По мере сужения круга мудрых для себя(для богатства, для господства), - они становятся просто идиотами.
Это так. Для примера.