От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 20.01.2008 02:25:40
Рубрики Прочее; Тексты;

Сформулирую иначе.

Мы из истории прекрасно помним, что одними из первых шагов Советской власти были шаги по созданию в стране сильной науки.
Забота об ученых - о Павлове, Тимирязеве...
Направление в 1918 геологических экспедиций, создание Нижегородской радиолаборатории, Радиевого института. План ГОЭЛРО и т.д. Политика ликвидации безграмотности и выращивании целых научных отраслей.

По сути ученые СССР - оказались аналогом дворянства, которое выращивал в качестве главного, ключевого для государства в целом класса Петр Великий. Дворянство петровских времен - было тем единственным классом, который решал задачи государственног строительства, классом, на который Петр мог положиться.

Ровно ту же роль в СССР исполнило вновь созданное из ничего или почти ничего - научное сословие. И разработка пятилетних планов, и создание новой техники, и искусственный каучук, решивший вопрос противостояния блокаде, и сотни заводов, спроектированных в считанные месяцы в годы войны, и мощнейший прорыв вперед оборонной науки послевоенного времени.

Я утверждаю, что при совершенно безобразных организаторских способностях государственного чиновного аппарата во все времена Советского Союза, деятельность государственно-широко и рачительно науки, преданность основной массы ученых и конструкторов своему Советскому государству, их патриотическое подвижничество - не только скомпенсировали недостатки системы управления страной, расхлябанности, пьянства, недостатки квалификации рабочего класса и крестьянства, - но и определили быстрый прогресс страны как в экономике, так и в культуре.

К 60-70-ым ученый стал не экзотическим фруктом, а посеместно ощутимой фигурой, фактически классом, руководившим СССР. Единственным безусловно авторитетным классом.

Понимая это так, можно гораздо корректнее охарактеризовать происшедшее на рубеже 80-90-х. Наука, как общественный класс, - пыталась превратить свое подчиненное положение в политически господствующее. Чиновно-номенклатурный класс - решал задачу выживания. Главной и единственной задачей его было устранение с политической арены передового класса, готового взять управление страной на себя.
Именно цель разгрома научного сословия-класса - реализовалась и при Горбачеве и при Ельцине. Класс низводился до политически вторичного, зависимого, лишенного средств и рычагов воздействия на политику и экономику государства.

Именно этот класс, уйдя временно в тень, почти в подполье - тем не менее самовоспроизводился через образование детей. Обрел определенную экономическую независимость в форме предпринимательства бывших ученых.

И сейчас он должен почувствовать себя не прослойкой, а классом для себя. Классом, имеющим и возможности и силу брать политическое управление страной в свои руки. Разумеется, в союзе с другими слоями, разумеется, ради общенародных целей и задач.

Но сначала он должен себя выделить, вернуть себе самоосознание как главного и единственного имперского класса. Полем деятельности которого не должен быть свечной заводик. Поле деятельности которого - отрасли, программы, технологии, общенациональное и общемировое духовное достояние. Развитие и распространение мировоззрения и знания - в пику парализующему развитие авторскому праву. В пику эгоизму торговли и т.д. Развитие государственных программ в соответствие с тем, что дОлжно - в силу рациональной логики экономики и науки - вместо коррупционного распила средств и похеривания любого начинания.

Ученый с большой буквы стал просто ученым - потому что потерпел поражение в драке за власть при первом ее штурме. Потому что был неорганизован, потому что был политически наивен. Потому что был обманут лозунгом приобретения западных технологий. Они и были-то нужны чиновному классу и всевозможному ворью для того, чтобы порвать пуповину жизненной зависимости от отечественных мозгов.
Потрепел поражение потому, в конце концов, что не выработал в свое время ни собственной идеологии, ни собственных программ, ни ясных целей.

Сегодня основные лозунги уже могут быть сформулированы.

На чужих мозгах можно заехать только в клетку. Национальный суверенитет - есть в первую, вторую и десятую очередь - суверенитет над определяющими технологиями и производствами, заключающийся в апробированой на практике собственной разработке и в контроле каждой ступени технологий и производства. Национальный суверенитет России - в науке и связанных с ней, требующих ее и обеспечивающих ее отраслях.

Знание и мировоззрение нельзя купить. Его можно только вырастить. Купленное знание - есть опасный суррогат, содержащий не только неприемлемые в собственной культурной традиции аллергены, но и наркотики, а порой и яды. Купленное знание - не имеет адекватных средств усвоения - и потому всегда будет переварено неполноценно.

Наука должна быть интересна. Она не имеет права обходить молчанием те или иные вопросы из идеологически соображений. Наука - сама идеология. Она вышла сейчас на те рубежи, когда не может не отвечать на вопросы морали. Клонирование, генная инженерия, евгеника, пересадка органов - поставили перед человечеством острейшие нравственные вопросы.

Наука - самоценна. Знания, мировоззрение и опыт - ничуть не меньшее богатство, чем престижные предметы потребления.

Наука - требует коллективистского общества. Мудрость как человеческая ценность только возрастает, когда ею делишься. И девальвирует, будучи узурпирована. По мере сужения круга мудрых для себя(для богатства, для господства), - они становятся просто идиотами.

Это так. Для примера.


От Temnik-2
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2008 02:25:40)
Дата 20.01.2008 13:22:14

Re: Сформулирую иначе.


>По сути ученые СССР - оказались аналогом дворянства, которое выращивал в качестве главного, ключевого для государства в целом класса Петр Великий


А партия куда?

>К 60-70-ым ученый стал не экзотическим фруктом, а посеместно ощутимой фигурой, фактически классом, руководившим СССР. Единственным безусловно авторитетным классом.

"Казёл в очках" (с) "Ещё и шляпу надел" (с) Гегемон :)

От C.КАРА-МУРЗА
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2008 02:25:40)
Дата 20.01.2008 09:57:16

Re: Все абсолютно правильно и прекрасно сказано.

Только вы не добавили о слабостях ученых как культурного типа (и военных, кстати). Они были системообразующей частью советского строя, но и его баловнями. И беззаветно трудились в "башне из слоновой кости" (или "танковой башне"). И их сознание было в наибольшей степени поражено перестройкой. До сих пор ни один метод. семинар, ни одна лаборатория не могут сформулировать ни одного системного и общего утверждения о том, что переживает страна. В своей "борьбе" они не поднялись выше "финансирования науки". Это тоже надо - чтобы их мумии сохранились пригодными для клонирования. Но это уж никак не "мозг нации". Классом для себя это поколение уже не станет. Их дети - да. А "старым ученым" надо помочь выжить и потом призвать в программу создания новой науки в качестве хранителей памяти.

От Кравченко П.Е.
К C.КАРА-МУРЗА (20.01.2008 09:57:16)
Дата 20.01.2008 14:54:26

Нет, не правильно.

не дворянство существовало для государства, а государство - для дворянства.
Ничего подобного в СССР не было. помните, вы писали про привелигированный класс - рабочих. привелигированный или не очень, но точно уж не для кормления кого либо существовал. Да и в созидании СССР не меньшее как минимум участие принимал, и не из под палки. то же и в отношении крестьян.

От C.КАРА-МУРЗА
К Кравченко П.Е. (20.01.2008 14:54:26)
Дата 20.01.2008 15:00:31

Re: Пост не об этом. Нельзя же все частности предусмотреть. Надо брать главное (-)


От Кравченко П.Е.
К C.КАРА-МУРЗА (20.01.2008 15:00:31)
Дата 20.01.2008 19:55:18

Да понятно. но также нельзя слишком часто

оставлять некоторые вещи без реакции...

От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА (20.01.2008 09:57:16)
Дата 20.01.2008 12:55:33

Re: Все абсолютно...

>Только вы не добавили о слабостях ученых как культурного типа (и военных, кстати). Они были системообразующей частью советского строя, но и его баловнями. И беззаветно трудились в "башне из слоновой кости" (или "танковой башне"). И их сознание было в наибольшей степени поражено перестройкой. До сих пор ни один метод. семинар, ни одна лаборатория не могут сформулировать ни одного системного и общего утверждения о том, что переживает страна. В своей "борьбе" они не поднялись выше "финансирования науки". Это тоже надо - чтобы их мумии сохранились пригодными для клонирования. Но это уж никак не "мозг нации". Классом для себя это поколение уже не станет. Их дети - да. А "старым ученым" надо помочь выжить и потом призвать в программу создания новой науки в качестве хранителей памяти.

Сергей Георгиевич!

Все понятно, что старые ученые уже САМИ ПО СЕБЕ - классом для себя не станут. Но в той массе, которую можно отнести к научному сословию, еще есть достаточно многочисленный отряд действующий и бывших научных работников приблизительно с 1947 по 1965 года рождения, которые находятся во вполне крепком возрасте. Они получили еще советское образование и вступили на научную стезю в советское же время. Они еще вполне амбициозны. Занимают кто-то крепкие должности профессоров, доцентов, завлабов в вузах и НИИ, а расставшиеся с официальной наукой - это предприниматели и главные специлисты предприятий. В какой-то своей части этот слой вошел в олигархат и в высшее государственное руководство.

Вот это - взрывоопасный социальный материал - при соответсвтвующей идеологии. Политическая активизация этого слоя способна служить запалом для последующих мощных социальных процессов. Вовлекающих в себя лишенную государственных и коллективистских ценностей молодежь(а она уже проявляет обеспокоенность этой ублюдочностью оставленных ей индивидуалистических ценностей). И способную эффективно поддержать стареющую часть науки. Например, существует идея создания Фонда научных пенсионеров, поддерживающего ученых в возрасте, но параллельно вовлекающего их багаж знаний и опыта - в проекты. Такую деятельность в инициативном порядке и на базе собственного предприятия - который год, например, веду я. Результат - готовое кануть в лету научное наследство - консолидировано и оформлено в книгу. Сейчас идет разработка нормативного документа для атомно-энергетического строительства, отсутствие которого в случае возобновления роста атомной энергетики может быть просто опасно.

Но это - частная инициатива. Точечная. Это - просто ничто.

Идеология, способная указать научному сословию его дОлжное место в современном обществе, указать, кто, зачем и почему пытался задвинуть их в дальний угол, - это идеология, имеющая перспективу оказаться практической. В отличие от потерявшей адресата марксистской теории социализма и от обращающегося к аморфной толпе - солидаризма.

От Буслаев
К Pokrovsky~stanislav (20.01.2008 12:55:33)
Дата 21.01.2008 14:25:29

Похоже, идея витает в воздухе

Например, существует идея создания Фонда научных пенсионеров, поддерживающего ученых в возрасте, но параллельно вовлекающего их багаж знаний и опыта - в проекты. Такую деятельность в инициативном порядке и на базе собственного предприятия - который год, например, веду я. Результат - готовое кануть в лету научное наследство - консолидировано и оформлено в книгу. Сейчас идет разработка нормативного документа для атомно-энергетического строительства, отсутствие которого в случае возобновления роста атомной энергетики может быть просто опасно.


Во многих проектных организациях всё чаще берут на работу пенсионеров, фактически работающих штатными консультантами и обучающими молодёжь.
В этом случае речь идёт о преемственности поколений не учёных, а инженеров - что не менее важно.